В журнале «Власть книги» издательского дома ДВФУ обратила внимание на статью «Ода русскому языку и литературе», автором которой являлась Елена ПЕРВУШИНА, доктор филологических наук, профессор Школы международных и региональных исследований федерального университета. Приятным открытием стал факт, что Елена Александровна в прошлом — находчанка, окончившая школу №3. С момента получения аттестата прошло ни много ни мало полвека. По этому поводу она приезжала в Находку, чтобы встретиться с одноклассниками и побывать в с детства знакомых местах.
-
Елена Александровна, что ценно для вас в работе в стенах университета?
— Университет – моя жизнь. Началась она так же курьезно: я гордо, как мне казалось, прошла за кафедру и приготовилась читать лекцию, но студенческий народ в аудитории продолжал шумно веселиться, совершенно не пожелав признать в молоденькой девчонке университетского преподавателя. А теперь уже и очень многие мои ученики давно состоялись признанными специалистами — школьными и вузовскими преподавателями, журналистами, известными искусствоведами, издателями, переводчиками, писателями. Есть бизнесмены, работники краевой и городской администраций, офицеры полиции, артисты – всех не перечесть, но всех помню и всем благодарна за то, что они были в моей жизни и очень многому научили.
В университете всегда происходят перемены. Но таких кардинальных, как сейчас, мы еще не видели, тем более что все они идут на фоне общероссийской реформы всей образовательной системы. Главное – вуз приобрел новый статус, он стал федеральным. Под одной крышей живут теперь ДВГУ, ДВПИ и ТГЭУ.
Реорганизация идет непросто. Масса проблем появилась и в связи с перемещением в новый кампус на острове Русский. Вузу важно иметь учебные классы, специально оборудованные лаборатории, кафедральные и библиотечные помещения, многое другое, чего пока не хватает. Убеждена, что в университете главные люди – те, кто учит, и те, кто учится, а главное дело – учебный процесс, что позволяет готовить хороших специалистов.
-
Что повлияло на ваш выбор будущей профессии?
— Школа — прежде всего. Она не просто дала очень основательные знания, но и показала, какими должны быть настоящие учителя. Какие вдохновенные уроки русского языка и литературы, английского языка, математики, биологии давали Таисия Сидоровна КРИВОНОСОВА, Эмма Германовна ПИКСАЙКИНА, Вера Владимировна ЛЕВИЦКАЯ, Николай Иосифович ГЛАДКИХ. От имени всех одноклассников хочу передать благодарный привет и нашему дорогому директору – Анне Петровне МИХАЛЬЦОВОЙ.
А увлечение филологической наукой пришло уже в университете. Первым, кто как-то повлиял на этот выбор, была моя удивительная, бесконечно добрая мама. Без родительской поддержки не было бы у меня ни университета, ни аспирантуры.
-
А что вы можете сказать о русском языке на современном этапе? И как филолог относится к Закону о запрещении ненормативной лексики, принятому Госдумой?
— Сомневаюсь, что собственная речевая культура наших думцев подтвердила бы их действительное радение за чистоту родного языка. Конечно, мне не нравится бранная лексика. Конечно, ей не место в СМИ. Но язык ведь самодостаточен и развивается не по тем законам, которые дума ему надиктует, а по своим собственным.
Современный язык, как и вся наша культура, сейчас переживает трудное время. Когда-то давно, в XVIII веке, великий Михаил ЛОМОНОСОВ говорил о трёх стилях русского языка: высоком, среднем и низком. Считалось, что в высоком стиле мы обращаемся к Богу, в среднем – к другому человеку, а в низком беседуем в быту с самим собой. Но в XX веке лингвисты сделали вывод о том, что наш язык стал терять высокий стиль.
На его место пришел средний, место среднего занял вульгарный, низкий, а в массовую разговорную речь широким потоком хлынули воровской жаргон и сквернословие. Вот и делайте вывод о состоянии национального общественного сознания и национальной культуры.
-
Елена Александровна, как вы считаете, зачем нужна культура речи?
— О человеке судят не только по его одежде и по его делам, но и по тому, как он говорит. Это не просто неотъемлемая часть делового этикета, серьёзный показатель деловых качеств, профессионализма. Чтобы развить и повышать в себе культуру речи, надо больше читать. Печально, что наша страна, которая еще совсем недавно так гордилась тем, что она самая читающая в мире, читает сейчас постыдно мало. В «Национальной программе поддержки и развития чтения», разработанной еще в 2007 году, сказано: «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Особенно печально, что утрачивается интерес к чтению лучшего проявления языка – художественной литературы. А литература-то жива и есть что читать. И просветительством нужно заниматься целенаправленно. В Приморье есть свои замечательные таланты. Рада, что со многими в разные годы мне посчастливилось общаться лично. Среди них и ныне здравствующие Вячеслав ПРОТАСОВ, Иван ШЕПЕТА, Владимир ТЫЦКИХ, Александр БЕЛЫХ, Юрий КАБАНКОВ. Искренне восхищаюсь активной просветительской деятельностью наших издателей – Александра КОЛЕСОВА и Александра ЛОБЫЧЕВА.
-
Что значит для вас Находка?
— Очень много значит. Это город моего детства и моей юности. Здесь дорогие сердцу могилы родителей, учителей, некоторых одноклассников и даже некоторых бывших студентов. Мне довелось увидеть много красивых мест на земле. Но далеко не всякая красота становится родной и западает в душу так, что потом никогда не уходит из нее. А Находка – родная.
Если не ошибаюсь, у Дмитрия БАБЧЕНКО в одном из его стихотворений сказано, что, если подняться на одну из окрестных сопок и потом посмотреть сверху, «вся Находка распахнется вдруг, врежется в память». И, правда, врезалась …
Беседовала Анна ТАРАБРИНА