5 мая — День водолаза
— Бычок, наверное, самый любопытный из всех рыб. Он подпускает к себе настолько близко, что его можно запросто потрогать руками. А вот осьминог, если первым увидел человека, прибавит ходу — не догонишь. Чуя опасность, для маскировки может напустить и «чернил». Вообще подводный мир всегда неожиданный и очень интересный. Как-то вместе с шаландой работали возле острова Лисьего. Откуда ни возьмись появилась примерно двухметровая черепаха. Я от удивления просто застыл. Такого в наших водах не видел ни разу за три десятка лет. А когда сообразил и стал доставать фотоаппарат, она уже была очень далеко, — рассказывает Александр Артемчук.
Александр Александрович не причастен к дайвингу, он профессиональный водолаз находкинской компании ООО «Дайвер-1». Окончив в 1977 году Владивостокскую водолазную школу, на всю жизнь остался верен своей профессии. Последние десять лет работает с верным напарником Романом Игнатовым, который водолазное дело начал постигать ещё с ДМУ. На глубине порой до 40 метров им приходится выполнять самые разные операции. Основной заказчик их услуг — компания ООО «Морские технологии», которая специализируется на дноуглубительных и гидротехнических работах.
— Одной из самых сложных для нас оказалась операция в бухте Чажма, где готовили на морском дне «постель» для последующей установки оболочек. Сначала земснаряд «Сахалинец» ООО «Морские технологии» убрал за контур четырёхметровый слой ила с площадки 10х10 квадратных метров, потом её отсыпали скальником крупной и мелкой фракций. По контуру площадки выставили по уровню рельсы, а поверх них установили планку-нивелир. С помощью ведра и лопаты мы с Романом выравнивали «постель» мелким щебнем, что называется, камушек к камушку. Работа тонкая, допускался перепад поверхности не более 3-4 сантиметров, — рассказывает Александр Артемчук.
Водолазы трудились на глубине восьми метров по очереди весь световой день: один ровняет, другой — на страховке. Заканчивается кислород в баллоне, час-полтора — передышка с чаем, и снова на дно. По итогам работы сделали видеосъёмку «постели», материалы которой были предъявлены представителю компании «Росатом», выступающей заказчиком строительства объекта. Требования строгие, но претензий к Артемчуку и Игнатову у заказчика не нашлось.
— С этими специалистами наше предприятие работает на протяжении многих лет, — рассказывает исполнительный директор ООО «Морские технологии» Александр Зализский. — Несомненно, это профессионалы своего дела, имеют лицензии на данные виды деятельности, мобильны, грамотно выполняют любые производственные операции. За годы сотрудничества у нас сложились доверительные отношения. Наша компания построила на берегу мобильный, укомплектованный новейшим оборудованием и снаряжением водолазный модуль для производства работ под водой. Александра Артемчука и Романа Игнатова привлекаем на самые разные заказы. Иногда нужно сделать обследование подводной части судов, бывает, на винт намотает трос, куски проволоки, брошенные рыбацкие сети, или требуется обследовать морское дно перед началом дноуглубительных работ, чтоб не попались крупногабаритные или опасные предметы, которые могут нанести вред земснаряду.
Некоторые из работ ООО «Морские технологии» приходится выполнять и в бухте Козьмина. Акватория непредсказуемая. В своё время здесь дислоцировалась морская авиация, стояли торпедные катера, поэтому иногда на морском дне попадаются не только крупные металлические предметы, но и снаряды. Кстати, боевой снаряд водолазы обнаружили в акватории торгового порта. А было — земснаряд «Сахалинец» работал в порту Восточном и потерял якорь. Оборудование дорогостоящее, и сразу не найдёшь, чтоб купить. Сообщили о случившемся Артемчуку и Игнатову. Катером доставили их на место происшествия, указали ориентиры. Уже через полчаса они обнаружили потерю, застропили и благополучно подняли якорь на поверхность.
Нередко нашим водолазам приходится выполнять заявки и других компаний. Были случаи, когда на винте судна из-за тяжёлой ледовой обстановки минувшей зимой происходил загиб лопастей. А чтобы не было вибрации, они должны быть одной длины. Поэтому и здесь без водолазов не обойтись. Чтобы не загонять судно в док, не терять дополнительного времени и средств, водолазы спускаются под воду и с помощью специального американского подводного электросварочного аппарата обрезают кромки загнутых лопастей. Электроды используют необычные, поэтому температура дуги достигает 5,5 тысячи градусов, а металл режется, почти как масло.
-
Работа у вас, несомненно, тяжёлая и опасная. Как к этому относятся жёны?
— А что они могут сказать нам, кроме того, чтобы мы были поосторожнее, — говорит Роман Игнатов. — За столько лет они уже привыкли. А возьмите подводников, лётчиков? Разве у них не опасная работа? Везде нужно поступать благоразумно, и всё будет нормально. А что под водой работать труднее — это бесспорно. При ударе молотком или движении лопатой сила, конечно, уже не та, потому что большое сопротивление воды. Но мы привыкли и практически не ощущаем этой разницы. Самое главное — ни разу не встречались с акулами. А ведь были времена, когда советские водолазы работали в южных морях, а рядом были вынуждены держать спасательные клетки из арматуры крупного диаметра. Они служили укрытием, куда в случае опасности водолаз мог войти и защитить свою жизнь.
Пользуясь случаем, поздравляем водолазов с профессиональным праздником и желаем, чтобы количество погружений всегда соответствовало количеству всплытий.
Владимир ПАНТЮХОВ НА СНИМКЕ: Александр Артемчук перед погружением