Как отрезвить Россию?

СЕГОДНЯ в Приморье День трезвости — завершающий этап месячника по противодействию алкогольной угрозе. Под девизом «Трезвость — норма жизни!» во всех городах и населенных пунктах края прошли марафоны, конференции, богослужения, выставки, концерты, в которых активное участие приняли представители администрации, правоохранительных органов, общественных организаций, различных молодежных движений, наркологи и священники.

В Находке марафон трезвости стартовал пятого октября молебном в храме Казанской иконы Божией Матери. В Международном морском клубе работала выставка «Здоровая семья – это ты, это я». Со студентами, курсантами моручилища и старшеклассниками встретились представители находкинской и краевой администрации, центра медицинской профилактики, наркологи, священники. О разработке краевой целевой программы по поддержке молодежи на 2011-2015 годы в этот день говорили за «круглым столом» в администрации города. В здании администрации состоялся концерт студентов кафедры искусствоведения ДВГТУ, они исполнили старинные православные, греческие и византийские песнопения. В течение месяца беседы о здоровом образе жизни проходят во всех учебных заведениях Находки.

Запретить или разрешить?

Как искоренить тягу россиян к злоупотреблению зеленым змием, обсуждают на всех уровнях власти. В своих выступлениях глава государства Дмитрий Медведев не единожды высказывал мнение, что алкоголизация российского населения приобрела масштабы национального бедствия и нужны срочные меры профилактики, как экономические, так и социальные. В минувшем году премьер-министр Владимир Путин подписал документ под названием  «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». В нем прописано, что на первом этапе в 2010-2012 годах следует снизить уровень употребления спиртного на человека (душу населения) на 15 процентов. На втором — 2013-2020 – ликвидировать нелегальный алкорынок и уменьшить питьё народа на 55 процентов.

По расчетам руководителей государства, уменьшить пьянство россиян можно, в том числе и за счет увеличения минимальной розничной цены на алкогольную продукцию. В большинстве регионов ограничено время продажи крепких напитков. Например, в Приморье их отпускают с десяти утра до десяти вечера. Не торгуют спиртным в киосках, а также на территориях, прилегающих к школам, больницам и спортивным сооружениям. За неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкогольных напитков предполагается уголовная ответственность.

Но, несмотря на осознание подавляющим большинством россиян масштабов алкогольной катастрофы, многие считают, что запретами беду не искоренить. И речь идет не о предпринимателях, которые могут потерять приличную часть дохода, а о людях малопьющих и вовсе не употребляющих горячительные напитки.

— Нашему человеку запрещать – хуже, чем рекламировать. Нельзя – значит, достану и выпью непременно. Те, кто привык к неумеренному питию, будут напиваться и слабоалкогольными напитками до полной потери сознания. Введут сухой закон, начнут пить самогон и различные суррогаты, а от этого смертность ёще больше увеличится. Страна это уже проходила в горбачевские времена. Экономику подорвали, а народ пил не меньше и всё, что под руку попадется. Уж лучше ввести монополию на спиртное, торговать качественными и недорогими напитками и во всех СМИ пропагандировать здоровый образ жизни,  — считает офицер запаса Евгений Смирнов.

 Его поддерживает продавец Елена Юдина.

— Самое большое беспокойство вызывают молодые, а они в основном пьют пиво, а значит, меньше употреблять не станут. Алкоголики напьются вином или суррогатом. Получается, что пострадают лишь те, кто не согласен пить что угодно, предпочитая дешевому пойлу качественную спиртную продукцию. Но ведь такие люди, как правило, умеют себя контролировать и лишнего себе не позволят. Думаю, победить спивание нации можно лишь улучшением качества жизни,  — говорит она.

Сторонники запретительных мер утверждают, что ограничение хоть кого-то останавливает от похода в магазин за горячительными напитками после 22.00. Благодаря чему те станут на одну и более бутылок здоровее, и это тоже результат.  Некоторые жители нашего города ратуют за введение сухого закона.

— Обеими руками за сухой закон. Против него могут быть только те, кто не жил с алкоголиком, — говорит повар Ирина Пахомова.  

— В нынешнее время на государство надежды мало, основой трезвости для ребенка должна стать семья. Вырастая в здоровом непьющем окружении, занимаясь спортом, музыкой, у подрастающего поколения больше шансов выбрать правильный путь. Сейчас сухой закон – насущная необходимость, — думает пенсионерка Наталья Скворцова.

— Ограничение времени продажи, по-моему, ожидаемых результатов не дало, потому что многие выпивохи перешли на неумеренное употребление пива. Ведь в неурочные часы запрещено продавать только крепкие напитки — свыше 10%, а слабое вино, шампанское, пиво — пожалуйста. А страну, особенно молодое поколение, как раз захлёстывает пивной алкоголизм, который гораздо сложнее лечится. Ведь многие этот напиток не считают опасным и даже не относят к числу алкогольных. К слову, для алкоголика в запое не принципиально, что пить – вино, водку или одеколон. И потом, что помешает любителям «змия» закупать его впрок. По официальной городской статистике, с момента прекращения в ночное время продаж крепких напитков их употребление населением снизилось на 5%, на 8% поднялась смертность от суррогатов. Возросло ли в цифрах употребление пива, неизвестно, таких данных нет. Возможно, на первом этапе борьбы за здоровье нации был бы более действенным сухой закон и, конечно же, переориентация народного сознания. Если посмотреть статистику рождаемости, то самый существенный демографический взрыв пришелся как раз на 1986-87 годы – время запрета на спиртное. Да, многие пили самогон и суррогаты, но в массе народ злоупотреблял меньше. Пугает и то, что алкоголизм значительно помолодел, уже никого не удивляет, когда такой диагноз ставят 13–14-летним, а по данным российской статистики, и десятилетним. А ведь алкогольные токсины убивают клетки головного мозга, следовательно, мы теряем интеллект нации, — рассуждает врач наркологического диспансера Вячеслав Ли.

 Сухой закон не панацея?

Книги — исследования истории сухих законов «Водка и Сталин», «Водка и Горбачев», написанные Александром Никишиным, рассказывают, что в России запреты на водку были столько, сколько этот напиток существует. Первые появились при Иване III в ХV веке.

В более современной истории попытки государства контролировать потребление крепких напитков датируются 1896 годом. Именно при Николае II ввели государственную монополию на её производство. Нельзя было торговать алкоголем в церковные праздники и в дни, связанные с высшими особами. Запрещалось распивать спиртное рядом с магазином. 

Сухой закон установили в России в 1914 году. Его появление было отчасти вынужденной мерой — из-за начавшейся Первой мировой войны, для которой нужно было боеспособное население, и он продолжал действовать  до 1924 года.

С началом Великой Отечественной войны на фронте ввели наркомовские дозы на водку. По утверждению Никишина, многие ветераны вернулись с признаками алкоголизма, а страна нуждалась в крепких рабочих руках, и в СССР стали создаваться многочисленные общества трезвости. В настоящее время эти организации пытаются возродить, но мало кто изъявляет желание в них состоять. Надо отметить, что это подтверждают и результаты журналистского исследования – ни один из тридцати опрошенных, в числе которых были учителя, врачи, бизнесмены, администраторы, пенсионеры, не согласился быть членом общества трезвости.

Ограничение на продажу алкоголя было и в хрущевские времена. Магазины торговали водкой с 10.00. Следующей мерой борьбы с пьянством стало введение сухого закона в 1985 году. По результатам исследований Александра Никишина, сначала народ эти меры принимал с усмешкой, но потом, когда  появились талоны и водку стали продавать бутылку в одни руки и не чаще двух раз в неделю, стало не до смеха. Люди негодовали. Стали пить жидкости, которые совершенно для этого не приспособлены. В местах продаж появлялись очереди за жидкостью для снятия лака. В ход шли одеколон и гуталин. Гуталин, например, намазывали на хлеб, который клали на батарею. Когда он таял, хлеб впитывал жидкости, содержащие этанол.

Во времена  сухого закона в 1985 году было много перегибов,  например, вырубка виноградников, порой даже тех, что росли во дворах частных домов. Стала процветать подпольная продажа алкоголя. Те, кто этим занимался, нажили большие состояния. Они же были и двигателем коррупции: каждый день им приходилось давать огромные взятки, чтобы вести свой бизнес.

Следующий всплеск количества пьющих пришелся на 90-е годы, когда закрывались заводы, а их сотрудники оказывались на улице. Многие рабочие, оказавшиеся невостребованными, пытались найти утешение в бутылке.

Историк водки Александр Никишин утверждает, что каждый запрет порождает повышенный интерес к тому, что запрещают. А журналист Александр Плющей в своем блоге привел данные, как ограничение на продажу алкоголя ночью сказывается на уровне преступности, в Новосибирске преступность снизилась на 9%, в Приморье – на 32%, Саратове – 18%, Брянске – 23% и Московской области – 25%.

По данным исследований, которыми занимались российские ученые, юристы и общественные деятели, каждая четвертая смерть в нашей стране прямо или косвенно связана с алкоголем. Восемьдесят процентов убийц совершали преступление в нетрезвом состоянии. Экономические потери страны от злоупотребления алкоголем составляют примерно 1 триллион 700 миллиардов рублей в год. Они связаны с повышенной смертностью, утратой трудоспособности, затратами на лечение, социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, ущербом от пожаров и ДТП. Исследователи пришли к неутешительному выводу: злоупотребление алкоголем — основная причина демографического и социального кризиса в нашей стране.  Даже в самые «пьяные» годы в нашей стране пили в 4-5 раз меньше, чем сейчас.

По данным Минздрава РФ, сегодня в России зарегистрировано 2,5 миллиона алкоголиков, т.е. тех, кому диагноз поставлен официально. В реальности людей, страдающих алкоголизмом, гораздо больше.

То, что неумеренное питьё – наивысшее зло для общества, семьи, государства, не вызывает сомнений. И с ним необходимо бороться всем миром, главное, избрать оптимальные методы. Помогает тем, кто оказался во власти тяжёлого порока, и православная церковь, но она не осуждает умеренного питья: святитель Иоанн Златоуст говорит, что «не вино худо, но злоупотребление им. Не от вина происходят гибельные пороки, но от развращённой воли».

Лолита МУЗЫКА

 

 

Запись опубликована в рубрике Социальный ракурс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.