Камчатская быль

Станислав Кабелев — член Союза писателей России, родился в Багдаде (21.10.1939 г.), Узбекистан. Школу окончил в  Кустанае в 1958 г., в 1962 окончил ДВМУ. Работал на Приморском судоремзаводе с 1962 г. по 1989 г. Мастер спорта СССР по спортивному ориентированию и туризму, чемпион СССР по туризму (1983), призер в 1985 г. Автор книг:  «Тайна хребта Чандалаз»,  «Расцвет Солнечной долины», «Мы – вулканов сыны», «Сучан – царь Шамбалы», «Звезда Бохая», документальной книги  «Город Драконов или…» и др. Иллюстрировал книги многих авторов Находки, края.  Заслуженный путешественник России.   В Находке живёт с 1958 года.

Станислав КАБЕЛЕВ

— … Анана, анана… Оло баса… Наш род по линии матери ведет свое начало от богатыря Томгиргина. Мы гордились этим родством. Нашей прародительницей является красавица Итатель. Дети в нашем древнем роду рождались высокие, статные, сильные и смелые. Мужчины охотились на оленей, ловили рыбу, женщины на зиму собирали  черемшу, затем из кедровых орешек, черемши и берёзовой коры готовили на зиму салаты…

Старик глотнул из ковшика чай и продолжал рассказывать.

— … Анана, анана… Когда горы были высокими, а в реках полно рыбы… Среди детей Итатель рос смелый и ловкий сын. Имя ему дали – Горный Орел. Как же его любили сестры и братья! Но однажды Горный Орел исчез, и пролетело несколько зим, прежде чем его увидело племя Итатель. Он приехал в стойбище  на упряжке из белых оленей, а на его нартах сидела девушка несказанной красоты. У неё были светлые длинные шелковистые волосы. В нашем роду никто не имел  небесной красоты волос. Когда оленей из упряжки  выпрягли и накормили, когда Горного Орла  и его девушку усадили на почетное место в юрте, все из племени Итатель с ожиданием вопросительно смотрели на Горного Орла, ждали рассказа:

– Она — дочь небесного огня Бога Кутхи…

– Что? Она внучка дочки бога Сидумкамшиана?

Счастливо жил Горный Орел и Белая Чайка – такое имя она получила в нашем роду-племени Томгиргина. Но недолго длилось их счастье. Однажды, когда они сидели в своей юрте, во время великой весенней пурги прибыл посланец от Бога Кутхи  и приказал им собираться в дальний путь. К далекому Южному морю. Там ждали Белую Чайку и Горного Орла.

В далекий путь их провожало все племя, в стойбище огорчились известию об отъезде Горного Орла и Белой Чайки. В пыль превратились камни, реки изменили своё русло. На месте  кальдеры Горелого возвышался огромный вулкан,  а те вулканы, которые сегодня задумались и молчат, в далекие времена извергались и дышали огнем.

Прошло много, очень много лет! Горы стали ниже, скалы обрушились. Однажды на совете старейшин древний шаман рассказал о народе, живущем на далеком теплом юге. Народ на юге – родные братья нашего рода-племени — они прямые потомки Горного Орла и Белой Чайки. Об этом поведали старые шаманы, живущие на шаманской реке Энгдекит.

Мой отец заинтересовался рассказом шамана и вспомнил о брате. Он рассказал шаману о нём. Долго камлал шаман, всю ночь гремел его бубен. Я был неразумным молодым олененком-пыжиком, но и сейчас помню ту далекую ночь…

… Великий сильный потомок Кутхи великан Гаеч поселился в подземном мире и знал всех, кто приходил к нему с земли. Шаманы обращались к Гаечу с просьбой, но он требовал жертвы. Мы убивали оленей и обильно смазывали тело Гаеча кровью, бросали куски мяса в огонь. Но Гаеч молчал, он не хотел рассказывать о брате отца, но вот однажды…

Это случилось в тот день, когда полнолицая луна исчезла на несколько часов с нашего небосвода – её проглотили злые духи.

Выли многочисленные собаки, женщины рвали на голове волосы, плакали от испуга дети, устрашающе и жутко рокотал бубен шамана. Отец привел трех оленей в жертву и вновь обратился с просьбой к шаману найти его брата. И, когда над вулканом Ходутка появилось заспанное солнце и оно осветило вулкан Опалу со священным очагом на вершине, шаман услышал слова Гаеча – хозяина подземного мира:

– Брат твой, Радомысл, умер много лет тому назад на реке Вангоу, тело его покоится под большим, в три обхвата, тополем на берегу ключа, неподалеку от огромного креста. Тайну он доверил молодому охотнику. Имя его Родион… Он хранитель тайны небес! Но он давно ушел  в верхний мир.

Отец сжал мне руку, взглянул на меня и с последним дыханием проговорил: «… тайна неба…»,  с этими словами отец ушел в верхний мир.

Через несколько лет после смерти отца я ушел в тундру и с тех пор брожу по Камчатке. Живу тем, что дают лес, река. В лесах полно зверя, в реках — рыбы. В племени меня прозвали  Одинокий Олень. Я уже состарился…

– Мой отец сообщил,  что его брат всю жизнь прожил один. Они расстались на реке Вангоу, которая впадает в Судзухэ. Где — это мне неизвестно, но отец попросил, чтобы я обязательно запомнил эти названия.

– Истоки реки  Вангоу находятся  в горах хребта Тачин Гуан…

– Вы знаете реку Вангоу?– нарушив все правила обычаев народов Севера, перебил меня Одинокий Олень.

– Да… Я там был много раз.

Охотник как-то странно посмотрел на меня.

–  Несколько дней назад ночью во сне явился ко мне мой отец и приказал: «Спеши на речку Жировскую к водопаду, там состоится встреча… Передай …».

Одинокий Олень не спешил продолжать разговор. Он, задумавшись, курил свою трубку, глубокая морщина пересекала его лоб, седая прядь густых волос выбилась из-под  его меховой шапочки. Скорбные складки у губ подчеркивали его переживания – воспоминания  об отце, давно ушедшем в верхний мир.

«Передай! На реке Вангоу древние развалины города пришельцев — наших предков. Тайна человечества. Крест и трон». Отец наказал, кому можно доверить тайну. «Там.  Через три дня на Жировской…».  Я в то время охотился на Карымчиной, отсюда три дня быстрого хода. Я спешил. Встретил вас. Я должен передать вам просьбу отца. Вам суждено стать хранителем этой тайны».

Костер вдруг необъяснимо задымил, да так, что мы закашлялись, дым начал разъедать глаза. Вскоре костер перестал дымить, так же внезапно, как и начал.

Мы сидели у костра и осматривались в надежде увидеть ночного гостя, но его у костра не было, не оказалось его и поблизости!

Над нами распростерлось  бесконечное звездное небо. Среди сверкающих звезд мы   увидели удаляющуюся яркую точку. С удивлением всматривались в загадочное явление на звездном небе Камчатки, думали о старике, смотрели на звезду, исчезающую в далеких космических далях.

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.