Капитан — сын капитана

ГЕННАДИЙ Николаевич Сырбо – потомственный рыбак. Его отец Николай Андреевич четыре десятилетия отработал в рыбоколхозе «Тафуин», впоследствии переименованном в БСФ им. Ш. Надибаидзе, а ныне ОАО «Южморрыбфлот». Из них 35 лет отходил в моря капитаном рыбодобывающих судов. За высокие производственные показатели Николай Сырбо в 1945 году был награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», а спустя 12 лет — орденом Ленина. Мать Евдокия Андреевна практически всю жизнь трудилась рыбообработчицей берегового производства. Промысел, переработка рыбы и морепродуктов были и остаются основными занятиями жителей посёлка. Из пятерых детей по стопам отца пошёл только Геннадий.

Большую часть жизни Николай Сырбо работал на экспедиционном лове, последние три года – на прибрежке. Когда подрос сынишка, начиная с пяти лет, отец частенько брал его с собой на рыбалку. Уходили на сейнерах на промысел рано утром и возвращались поздно вечером, как правило, с хорошим уловом. Мальчику нравилось общение со взрослыми. Он с удовольствием наблюдал, как мужики выбирают сети, как на палубу валом сыплется живая рыба, как барахтается в этой живой куче осьминог, или неторопливо перебирает клешнями большой краб, попавшийся в прилове. Нравилось сидеть с ними за столом во время обеда и слушать разговоры о непростой рыбацкой жизни. Но подружиться с морем у Гены никак не получалось. В штормовую погоду рыболовные сейнеры обычно подкидывало на волнах, как консервные банки, и мальчику практически всегда становилось плохо от качки. Тогда отец бережно заворачивал его в брезент, укладывал под шлюпку и приговаривал: «Сынок, со временем это пройдёт, и ты станешь настоящим рыбаком».

В те годы Гена совсем не задумывался о том, что через каких-то десятка полтора лет он действительно примет твёрдое и окончательное решение навсегда связать свою жизнь с рыбацким ремеслом. Весёлое и беззаботное босоногое детство было в разгаре. Тафуинские ребятишки собирались компанией, брали в карманы побольше хлеба, соль и шумною толпою бежали к морю. Прямо у берега ловили линьков, камбалу, терпуг, нанизывали их на палочки и запекали над костром. Ароматный запах и вкус этой еды Геннадию Николаевичу помнится до сих пор.

— Море было щедрым, в иных местах на дне слоями лежал морской ёж. Ныряли за гребешком, собирали песчанку. Вода была чистой  что в бухте Ливадии, что в Авангарде. Летний день у моря для нас пролетал, как час. А ночью на свет фонарика ловили креветку. Не поверите, за полчаса собирали по полведра. Трепанга было много, но его не брали, потому что не знали, как готовить. Часто приловом рыбаки привозили на берег осьминогов. Мы либо игрались с ними, либо опять выбрасывали в море. Никто не мог подумать, что это чудище можно есть. Только в начале 70-х научились их готовить, как, впрочем, и кальмар. Прямо на пирсе стояла крабоварка, можно было купить целого варёного краба всего за 50 копеек, — с восторгом  вспоминает детские годы Геннадий Сырбо.

Посёлок рос и развивался. На береговом комплексе БСФ солили, коптили и морозили рыбу, готовили кулинарию из морепродуктов, выпускали консервы и пресервы. Практически всю икру минтая и лосося отправляли в Японию. В бухте Анна топили витаминизированный рыбий жир. Работали агаровый завод, где выпускался агар-агар для медицинской и продовольственной отраслей, Гайдамакский судоремонтный завод, рыбоколхоз «Тихий океан». Каждый год в посёлке вводилось в эксплуатацию не менее одной жилой пятиэтажки. Словом, у Ливадии и Южно-Морского была большая перспектива.   

Всё это сыграло не последнюю роль в жизни Геннадия Сырбо, чтобы бросить якорь в родном посёлке. После восьмого класса он поступил на судоводительский факультет ДМУ. Окончив учёбу, в 1971 году устроился на работу в БСФ им. Надибаидзе. В первый рейс ушёл на СТР «Альмак» в качестве третьего помощника капитана. Он помнится ему до сих пор. Ловили терпуг в районе Северных Курил, потом треску в Беринговом море. Работал Геннадий под началом опытного капитана Николая Семёновича Шакурова. Именно он научил своего подопечного многим тонкостям и секретам промысловой рыбалки, за что Геннадий Николаевич  благодарен ему до сих пор. За три года молодой судоводитель вырос до капитана, а в 22 года ему уже доверили траулер и 25 человек экипажа. Первый самостоятельный рейс довелось работать в Тихом океане на промысле скумбрии.

— Ловили кошельковым неводом, это довольно-таки сложный способ промысла, — рассказывает собеседник. — Обнаруженный косяк рыбы нужно было догнать, обметать вокруг кошельком, длина которого 1,2 км, и вытащить на палубу. Экипаж с поставленной задачей справился, успешно выполнив производственное задание. За рейс тогда добыли более тысячи тонн скумбрии. По возвращении из путины на берегу нас торжественно встречал сам начальник базы Василий Алексеевич Гриднев.

Потом потекли рейсы один за другим. И каждый из них для Геннадия Сырбо становился своеобразным экзаменом на прочность. Приходилось вспоминать то, чему учили в мореходной школе, что успел почерпнуть от капитана-наставника Николая Шакурова, а именно: тактику и некоторые хитрости, в частности, при добыче сайры. Обнаружив косяк, включали по обоим бортам прожектора, чтобы рыба пошла на яркий свет. Потом опускали в море ловушки, поочерёдно по обоим бортам гасили яркий и включали красный свет, от чего сайра как бы теряла ориентацию и произвольно шла в ловушки. Теперь Геннадий Сырбо уже сам применял этот способ и видел его успешный результат. Улов одной ловушкой составлял от 5 до 10 тонн. Были случаи, когда поднимали на борт и по 40 тонн.

В одной из таких рыбалок однажды в гости к экипажу пожаловал непрошеный гость. Открыв пасть, громадный кит с жадностью кинулся на ловушку, продырявил её и проглотил большую часть захваченной рыбаками сайры. Сделав несколько заходов в косяк, на правах хозяина моря, он полакомился ещё, а затем спокойно ушёл. Как и в любом деле, в рыбном промысле тоже есть свои форс-мажорные обстоятельства. Результаты рыбалки в тот день оказались неважными, к тому же пришлось долго чинить повреждённую ловушку.

 На Базе сейнерного флота им. Ш. Надибаидзе Геннадий Николаевич отработал почти 18 лет, 15 из них – капитаном. В 1981 году его как одного из лучших капитанов приняли в члены партии. На бюро горкома кто-то неосторожно спросил кандидата, дескать, а как у экипажа дела с выполнением годового плана? Геннадий Сырбо с улыбкой ответил: сделали на 157 процентов. Хотя до конца года оставалось ещё почти четыре месяца. После такого ответа уже никаких вопросов к нему не было.

С каждым годом молодой капитан совершенствовался, а экипаж под его руководством ставил новые рекорды по добыче рыбы. При подведении итогов за пятилетку в 1986 году оказалось, что СТР «Калиновск» во главе с опытным капитаном Геннадием Сырбо выловил более 30 тысяч тонн рыбы. За такие показатели Геннадий Николаевич был награждён орденом Дружбы народов. Высокую награду вручал первый секретарь горкома партии Куксов. А спустя два года капитан Сырбо был избран делегатом съезда рыбаков, который проходил в Москве.

В рыболовецкий колхоз «Тихий океан» он пришёл в 1994 году. Дела на БСФ к этому времени стали стремительно ухудшаться: не было средств на приобретение квот и снаряжения флота в экспедиции, потом предприятие и вовсе дошло до банкротства, заметно подрастеряв опытных рыбаков. За время этой неразберихи наш капитан сильно истосковался по настоящей работе в море. Бывший председатель колхоза Николай Панов, прекрасно зная о заслугах Сырбо, принял его в колхоз с распростёртыми объятиями. И снова Геннадий Николаевич ощутил себя в родной стихии. Экипаж СТР «Муром» под его руководством успешно сработал в первой же экспедиции на промысле сайры, сельди, кальмара, терпуга… Показательной стала и Охотоморская минтаевая путина 1995 года, когда «Муром» выловил 12 тысяч тонн рыбы.

Это считалось рекордным показателем. Таких результатов, по словам Геннадия Николаевича, ещё не добивался ни один экипаж СТРа во всём Дальневосточном бассейне. Кстати, сегодня такое судно за минтаевую путину максимально берёт 1700 -1800 тонн, а тогда на «Муроме» добывали по 130 тонн рыбы ежедневно. В последующие четыре года показатели экипажа по добыче не опускались ниже 10 тысяч тонн в год. За ударный труд и грамотное руководство вверенным коллективом Геннадий Сырбо неоднократно награждался почётными грамотами Министерства рыбного хозяйства, Дальрыбы, Федерального агентства по рыболовству, ему вручались денежные премии и объявлялись благодарности. Человеческие и профессиональные качества капитана председатель рыболовецкого колхоза «Тихий океан» Сергей Малявин охарактеризовал лаконично, но точно:

— Геннадий Николаевич Сырбо – честь и совесть социалистической эпохи. Несомненно, молодёжи есть чему поучиться у него.  

Последние два года Геннадий Сырбо работает капитаном СТР «Кневичи». Недавно экипаж вернулся из Охотоморской минтаевой экспедиции, где, несмотря на сильные шторма, успешно выбрал лимиты предприятия. Сейчас на судне выполняется межрейсовое техническое обслуживание, а примерно в середине июля Геннадий Николаевич поведёт «Кневичи» в очередной рейс — к берегам Восточного Сахалина на приёмку лосося. Сколько этих походов было в его практике, он уже и сам точно не помнит.

— Меня иногда спрашивают: в чём секрет успешных рейсов? – задаётся вопросом собеседник. – Одним словом тут не ответишь. Кроме хороших навигационных приборов и современного поискового оборудования ещё нужны опыт и интуиция рыбака. За годы работы я хорошо изучил миграцию рыбы и точно могу сказать, в какие сроки и где подойдёт нерестовый минтай, в январе он будет на одной глубине, в феврале уже на другой. По состоянию икры можно определить, сколько ещё времени продлится путина, когда минтай уйдёт на нерест и на каких глубинах он будет находиться в этот период, сколько времени пройдёт до того, как он рассеется после икромёта, чтобы снова набирать вес. Из этих и других тонкостей как раз слагается залог успеха любой путины.

— Через несколько месяцев вам исполнится 60. В таком возрасте уже, наверное, трудно бороздить моря?

— Пока будут силы и моя работа будет устраивать руководство колхоза, море оставлять не собираюсь. Как поётся в одной из песен: «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути…». Не застанет она и сейчас. Собираемся с женой на дачу, поедем садить картошку, — улыбнулся Геннадий Сырбо.

 Владимир ПАНТЮХОВ
НА СНИМКАХ: Геннадий Сырбо; СТР «Кневичи». 

 

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.