К причалу ОАО «Восточный Порт» подошел самый крупный балкер в этом году. Суда повышенной вместимости, или кейпсайзы, как их называют знатоки морского дела, в глубоководный Восточный порт заходят довольно часто.
В 2012 году представители стивидорной компании загрузили углем трюмы 31 судна из серии CAPESIZE, которые являются крупнейшими судами для перевозки навалочных грузов балкерами. VASOS, способный перевозить до 152 тысяч тонн, — уже второй балкер класса кейпсайз, который зашел в порт в 2013 году. Всего за несколько дней у причалов специализированного угольного комплекса на судно погрузили более 130 тысяч тонн угля, и балкер по морю отправился в Южную Корею.
Название кейпсайз происходит от английского слова «cape» — мыс. Так называют суда, которые из-за своих больших размеров не могут проходить через Суэцкий или Панамский каналы и огибают мыс Горн Южной Америки или мыс Доброй Надежды на юге Африки. Обычно они имеют дедвейт свыше 150 тысяч тонн. Как следствие балкеры таких размеров обрабатывают только на специализированных глубоководных терминалах. Пришвартоваться к причалу судно–великан может далеко не в каждом порту. 16-метровая глубина у стенки причала угольного комплекса ОАО «Восточный Порт» отлично подходит для обработки судов дедвейтом 150 тысяч тонн.
Судопогрузочные машины довольно быстро заполняют трюмы. Отлаженная и бесперебойная работа комплекса дает возможность обработки судов с максимальной скоростью около 40 тыс. тонн в сутки. В среднем суда дедвейтом более 100 тысяч тонн комплекс обрабатывает за три – четыре дня. Процесс погрузки отработан до автоматизма. Поэтому обработка кейпсайзов на сегодняшний день – дело привычное.
Более частыми представителями крупнотоннажного флота в порту являются балкеры класса панамакс. С технической точки зрения, это суда максимального размера, которые могут проходить через Панамский канал (отсюда и название). Их ширина не должна превышать 32,3 м. Грузоподъемность панамаксов от 60 до 80 тысяч тонн. Размер балкера этого класса можно сравнить с 20-этажным зданием. В 2012 году ОАО «Восточный Порт» обработало 95 таких судов.
Ежегодно крупнейшая стивидорная компания России, специализирующаяся на перевалке каменного угля, загружает угольной продукцией более 500 балкеров. В среднем 30 % из них – крупнотоннажные суда класса кейпсайз и панамакс.