Самое прекрасное время для посещения мыса Лисученко – июль. Именно в эту пору здесь можно увидеть редчайший цветок – голубую лилию. Все вершины и склоны хребтов в июле и до середины августа покрыты разноцветным покрывалом самых разнообразных цветов, которые есть в Приморском крае.
Тут и лилии – поникающая, двурядная, даурская, ложнотигровая. Но можно увидеть и совсем редкую голубую и даже белую. Целые поляны лилий красодневовых, ярко-красных цветов лихниса сверкающего, желтых цветов купальницы китайской и гвоздики китайской. В траве прячутся ирис одноцветковый, венерины башмачки. В затемненных местах встречаются пионы обратнояйцевидные, которые в народе называют марьиным корнем и белые – горные. В лесу много герани волосистой, можно увидеть сине-фиолетовые цветы борца.
На скалах местами цветет рододендрон остроконечный. Как-то увидел даже цветы рододендрона не пурпурно-розового цвета и не малинового, а белого. Эдельвейсы покрывают белыми коврами вершины хребтов. Пробираясь сквозь кустарники и высокую траву, всюду натыкаешься на цветы и лианы повоя вздутого. Но больше всего на открытых склонах, не заросших травами, синих цветов. Это довольно редкое растение — ширококолокольчик. Сразу за каменными пляжами цветет шиповник даурский, который называют морским. Здесь огромные заросли этого шиповника. Удивляюсь, почему ботаники не посещают мыс Лисученко? Это же для них настоящая кладовая цветов!
В сентябре с группой туристов мы прибыли в бухту Малая Спокойная, посетили памятник погибшим здесь 10 августа 1945 года советским летчикам. Самолет ПБИ-1 «Каталина» был подбит японцами. До берега не дотянул. Упал, как говорили местные жители, недалеко от бухты. Весь экипаж погиб. Место захоронения установить не удалось. Памятник был установлен комсомольцами-поисковиками Находкинского морского торгового порта в 1982 году.
Путь наш проходил мимо высокой вершины, на которой стоял металлический геодезический тригоном. Так как вершина находилась недалеко от дороги, то пригласил спутников взойти на нее. С нее открывался отличный вид на обе бухты, а также на скальный комплекс Замок. Едва мы успели вскарабкаться на вершину, как по заказу, между облаков появилось солнце. Все вершины высокого хребта, который является отрогом хребта Тачин Гуан и заканчивается у мыса Поворотного, осветились, словно волшебным светом.
Скалы, спускающиеся по хребтам от этих вершин к бухте, стали притягательно рельефны. Скальный комплекс Замок казался среди зеленого моря леса каким-то фантастическим. Хорошо просматривалось озеро Шепалово и мыс Поворотный. Даже были видны скалы далекого мыса Лапласа. Дорога, которая начиналась за последней базой отдыха в Малой Спокойной и шла по вершине отрога хребта к главному хребту, слилась с дорогой, проложенной еще в пятидесятые годы. По ней в течение нескольких лет ездили автомашины со стратегическими ракетами. От той сверхсекретной в то время воинской части сохранились лишь капониры, в которых стояли автомашины и солдатская казарма.
Осталась еще дорога, по которой иногда гоняют мотоциклисты. Она начала зарастать и стала едва проходимой. Ближний путь – едва видимая тропинка – вел к вершине мыса. Но тут я решил схитрить. Подумав, что если народ провести этим путем, где большую часть придется продираться через заросли мелкого дубняка, березы и таволожки, то спускаться они к каменному пляжу с вершины мыса уже не захотят. Почти сразу же увидели полянки эдельвейса. Это просто удивительно, но стоят цветы с июля. И много-много астры и горноколостника.
Нам улыбнулась удача. Только спустились на каменный пляж, как облака расступились и появилось солнце. Пляж сразу же приобрел иной вид. Все увидели знаменитую скалу Пушкин. Цвел очиток. Здесь он был трех видов: желтого цвета, пурпурного и малинового. Все были поражены красотой побережья: от вершины горы, которая возвышалась над мысом, расходились скалы, спускаясь к морю. Их были сотни, и самой разнообразной формы. Можно с уверенностью сказать, что такого нагромождения больше нет нигде в Приморском крае. Даже меркнут необыкновенные мысы Лапласа и Олимпиады.
Здесь еще одна достопримечательность – скала в виде фигуры молящегося человека. На рассвете он настолько похож на человека, что так и хочется его окликнуть. На моих снимках эта скала получила название «Молящийся на рассвете». Возвращаясь к поселку Первостроителей, увидели грандиозный закат. Солнце последними лучами осветило тучи, которые приняли кроваво-красный цвет. Так прекрасно мы отметили День туризма.
Владимир МАРАТКАНОВ,член Союза фотохудожников России На снимках: мыс Лисученко; памятник из камня; скала Пушкин; памятник погибшим летчикам