СЕРГЕЙ Кондауров, коммерческий директор ООО «Находкинское пассажирское АТП», — человек в деловых кругах Находки известный. Он много сделал позитивных перемен в организации работы автотранспортного предприятия. За успехи в совершенствовании пассажирских перевозок ему объявлена благодарность министра транспорта РФ, он награждён Почётной грамотой Законодательного собрания Приморского края, неоднократно отмечался грамотами главы городского округа и городской думы, недавно представлен к нагрудному знаку «Почётный автотранспортник». Сегодня, в день своего 50-летия, Сергей Алексеевич — гость «НР».
-
Как вы пришли в автотранспортную отрасль?
— В отличие от других мальчишек я не вынашивал с раннего детства мечту поступить в автотранспортный институт. В посёлке Шоргонин Иркутской области, где жила наша семья, у меня были мопед, мотоцикл. Нравилось возиться с техникой. У отца имелась машина, я постоянно помогал ему в ремонтах. Школу закончил с отличием, и как-то всё само собой решилось – Иркутский институт народного хозяйства, факультет «экономика и организация автомобильного транспорта».
По распределению был направлен в объединение «Приморавтотранс» на должность начальника службы эксплуатации, но возникли проблемы с жильём. И я попросился в Находкинское АТП. Думал, на три года, оказалось, на всю жизнь. Будущая жена училась в этом же институте курсом младше. По окончании учёбы также приехала в Находку, поженились, и жизнь потекла своим чередом.
-
Чего удалось достичь за эти годы?
— Начинал мастером, был начальником колонны, председателем профкома… В общем, прошёл все ступени служебной лестницы. За 11 лет вырос до замдиректора по экономике и финансам. В 2003 году создал и возглавил новое автотранспортное предприятие — ООО «Ориент-Авто» — с численностью работающих более 300 человек. Открыл новые маршруты из Находки в Преображение, Дальнегорск, Кавалерово, Горные Ключи (Шмаковка).
В начале 2000-х годов средства из бюджета за льготный провоз граждан поступали нерегулярно, убытки предприятия по этой статье быстро росли. И тогда принял решение под крышей «Ориент-Авто» организовать несколько компаний по холдинговому принципу для перевозки пассажиров. По договору с администрацией города они обслуживали 60 % городских маршрутов и все нерентабельные пригородные направления.
Как и прежде, много внимания приходится уделять техническому перевооружению компании. Стараемся регулярно обновлять парк автобусов, собственными силами сделали реконструкцию производственных боксов. В 2009 году внедрили новую поточную линию по мойке автобусов, где услугами стали пользоваться и большегрузные машины сторонних предприятий. В это же время по ходатайству городской и краевой администраций за качественное оказание транспортных услуг ООО «Ориент-Авто» было включено в Национальный реестр «Ведущие организации транспорта России».
Полтора года назад возглавил новую транспортную компанию – ООО «Находкинское пассажирское АТП», которое специализируется на заказных перевозках. Учитывая большую ответственность водителей, особенно при перевозках детей, на работу сюда пригласил опытных, проверенных годами ветеранов предприятия.
-
Сергей Алексеевич, вам довелось работать в разные эпохи и сегодня можете сравнить, когда легче было решать задачи производства: сегодня или в доперестроечное время?
— Как вчера, так и сегодня в пассажирских перевозках всё зависит от заказчика, в данном случае — исполнительной власти, а также — тарифной политики. В прежние времена работалось проще, потому что существовала иерархическая лестница, где за тебя думали и решали практически все вопросы. Сегодня каждое предприятие планирует экономику и выстраивает стратегию выживания по-своему. С января отчисления во внебюджетные фонды возросли до 34 процентов. Только в минувшем месяце цены на топливо поднимались четыре раза. Как результат иные автобусы отрабатывают смену по нолям, другие и вовсе в минусе. В тяжелейшее положение попали и другие пассажирские предприятия Приморья. К примеру, коллеги из Партизанска уже отказались возить людей по городу, потому что не в состоянии. С аналогичной ситуацией столкнулся Артём. А в целом большинство компаний края уже на грани кризиса.
Мы подготовили новые расчёты по тарифам на проезд в городском автотранспорте. Выбросили из них все расходы на содержание производственной базы, обновление подвижного состава, полностью исключили рентабельность, зарплата водителям заложена по самому минимуму — 14 тысяч рублей в месяц. Но даже при такой схеме стоимость проезда вышла к 16 рублям, а мы продолжаем возить по 11. Кстати, в Хабаровске люди давно платят 15 рублей за поездку. Но при всём этом наши расчёты уже несколько месяцев лежат без движения в департаменте по тарифам администрации края, губернатор не даёт разрешения на повышение тарифов.
По сути, мы — коммерческая организация, никаких дотаций ни от кого не получаем. Однако увеличить тарифы хотя бы на рубль не имеем права, потому что связаны по рукам и ногам разными законодательными актами. Как быть? Нам советуют: изыскивайте внутренние резервы. Это значит, снова кого-то отправить за ворота, ещё урезать зарплату работникам АТП, что приведёт только к увеличению текучести кадров. Не хотелось в этой беседе говорить о наших проблемах, но это то, чем я живу, о чем каждый день болит голова.
-
По вашей инициативе на территории автопарка несколько лет назад был создан спортивный клуб «Юный автомобилист».
— Скажем так: при моём содействии. Сегодня его посещают более ста человек, 95% из которых дети. Расходы по содержанию клуба, включая проезд для малоимущих детей, полностью покрываются нашей компанией. После успешной двухлетней подготовки воспитанники стали занимать призовые места не только в региональных соревнованиях, но и первенстве России. Несмотря на то, что работать с каждым годом всё труднее, по мере сил выделяем спонсорскую помощь, помогаем своим работникам.
-
Сергей Алексеевич, три года вы работаете в комиссии по бюджету и финансам городской думы. Какие вопросы приходится решать?
— Прежде всего — участвовать в распределении бюджетных средств. День ото дня это делать всё труднее и труднее. Потому что «дыр», то бишь вопросов не уменьшается, а бюджет сильно ограничен.
-
Сегодня на предприятии сложилась целая династия Кондауровых. Как относитесь к этому?
— Горжусь. Главным бухгалтером работает моя жена Надежда, под её началом трудится старшая дочь Настя, зять Анатолий — старший мастер производства. Младшая дочь Дарья учится на третьем курсе ДВГТУ по специальности «экономика и управление на предприятии». По окончании учёбы тоже планирует прийти в АТП.
-
Вы — человек разносторонний. В числе других увлечений — рыбалка и охота. Что они дают вам?
— Прежде всего это отдых. Общение с природой, уединение от городской суеты и проблем, возможность побыть наедине с самим собой дают хорошую зарядку энергией на новый рабочий период. Рыбалка успокаивает и вырабатывает терпение. Что касается охоты, здесь несколько другое направление. Я не люблю стрелять в животных. В Лозовском районе взял лесной участок, на котором за счёт охранных мероприятий планирую увеличить плотность зверя. Там же засаживаем поля, а урожай скармливаем диким животным. Эта деятельность лицензирована. В цивилизованных странах такое занятие практикуется давно. Поначалу приходится нести убытки, но при нормальной организации дело становится прибыльным.
-
Умеете ли вы слушать людей?
— Про меня говорят, что да. Нередко ко мне приходят люди, чтобы «спустить пар», а уходят спокойные и довольные.
-
Какие качества в человеке цените больше всего?
— Чистоплотность и откровенность, они, на мой взгляд, даже выше профессионализма. Если человек близок тебе по духу, ты ему доверяешь, как себе. В жизни много было ситуаций, когда люди обманывали меня, но ни на кого не озлобился. У меня нет врагов и таких людей, которым бы я не хотел подать руки.
-
Юбилей – своего рода подведение итогов, переосмысление прожитого периода. Что для вас значит круглая дата?
— Прежде всего это повод встретиться с друзьями и близкими в тёплом кругу. Особого, какого-то трепетного волнения, что наступает шестой десяток, не ощущаю. Я по-прежнему полон сил, энергии, идей, в голове роится много разных задумок, как провести предприятие через рифы нашего экономического неустройства.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ НА СНИМКЕ: трудовая династия КондауровыхРедакция «НР» присоединяется к многочисленным поздравлениям в этот день в адрес Сергея Алексеевича Кондаурова.