Конструктор-самоучка Борбат

В честь 75-летия образования Приморского края «Находкинский рабочий» начинает публикацию исследований и воспоминаний наших читателей о событиях, ставших знаковыми для Приморья, о людях, внесших неоценимый вклад в его развитие. Мы приоткроем забытые и даже малоизвестные факты истории нашей малой родины. Надеемся, что эти публикации найдут отклик в ваших сердцах.

Посёлок Смычка Дальнегорского района Приморского края расположен на южном берегу бухты Рудная (старое название Тетюхе). Это — маленькая частичка нашего родного Приморья, но как много событий связано с этим названием!

История появления посёлка связана с развитием в Приморье рыбной промышленности, образованием рыболовецких колхозов, освоением кошелькового способа добычи рыбы, строительством прибрежного флота. Эти уже почти забытые страницы истории тесно связаны с именем простого рыбака — конструктора-самоучки, строителя сейнеров Ильи Дмитриевича Борбат. В период коллективизации народного хозяйства СССР по всему побережью создавались рыболовецкие колхозы. Один из них был назван «Смычка», он имел богатые морские водоёмы для рыбного промысла. Вступив в колхоз в 1930 году, Илья Дмитриевич, человек творческой натуры, организовал бригаду плотников и взялся за обновление рыболовецкого флота. Он предложил отказаться от старых неудобных лодок, на которых выходили в море рыбаки, и стал строить новые парусно-гребные шаланды по своей конструкции — более вместительные и удобные для лова.

К 1932 году колхоз своими силами и средствами построил 18 таких шаланд. Работали плавными (жаберными) сетями. На выборку улова уходило много времени, и планы по добыче рыбы рыбаки выполнять в полном объёме не могли. Тогда впервые в рыболовецкой кооперации Крайрыбакколхозсоюза Приморья по предложению и проекту Ильи БОРБАТ был построен катер «Деятель». Он выводил шаланды в зону прибрежного лова и обратно. Увеличился улов рыбы, снизилось время, потраченное на переходы. Для удобства колхозники сделали искусственный канал, углубили дно, установили створки для захода и стоянки своего флота.

Через три года колхоз «Смычка» построил мотобот и ещё один буксирный катер «Смычка». Илья Дмитриевич БОРБАТ понимал, что дальнейшее освоение рыбных богатств Дальнего Востока во многом зависит от обеспечения всех рыбодобывающих колхозов модернизированным флотом, которого они не имели. Он ищет пути решения важной государственной задачи. В своих творческих поисках создает новую конструкцию рыболовецкого судна кавасаки, на которое устанавливает дизельный двигатель, здесь появляются средства для спасения команды – круги и вёсельная шлюпка. После заключения Морского Регистра СССР «Смычка» получила разрешение на строительство таких судов. Это был первый успех Ильи БОРБАТ как конструктора и судостроителя. Начало рождению рыболовецкого флота на побережье Приморья было положено. С каждой новой постройкой кавасаки Илья Дмитриевич постоянно вносит изменения, улучшающие их мореходные, производственные, технические и бытовые качества.

Построенные в «Смычке» суда Крайрыбакколхозсоюз стал распределять по рыболовецким колхозам побережья. Известны некоторые названия – «Тунец», «Корюшка», «Минтай», «Спартак», «Пальмер», «Аскольд», «Пеленгас», «Сима». Всего было построено 18 таких судов.

В 1939 году был спущен на воду сейнер «Амур», сделанный по специальному заказу знатного рыбака Михаила Ефремовича СИДЕЛЬНИКОВА — депутата Верховного Совета РСФСР, который первым в Приморье внёс предложение об организации лова рыбы кошельковым способом. Это был творческий заказ. Илья Дмитриевич в короткие сроки сумел создать свою конструкцию сейнера, который отличался от кавасаки большими размерами, имел мощный двигатель, его корпус стал более обтекаемым, увеличена грузоподъёмность. Он стал пионером нового поколения колхозного промыслового сейнеростроения для кошелькового способа добычи рыбы. Замыслы конструктора оправдались. Назначенный капитаном «Амура» СИДЕЛЬНИКОВ со своим экипажем после нескольких опытных замётов кошельковым неводом добыл более тысячи центнеров рыбы. Это был мировой рекорд, весть о котором облетела весь Советский Союз.

1940 год знаменателен для колхоза ещё одним событием. Илья БОРБАТ вносит изменения, улучшающие характеристики нового сейнера. «Ташкент», «Сталинобад» по своим мореходным и промысловым свойствам уже намного превосходили «Амур». В 1943 году Илья Дмитриевич закладывает на стапеля новое судно — «Киев», а затем, находясь долгие месяцы на путине в Татарском заливе в условиях штормов, непогоды, изучает технические, мореходные данные своего сейнера, записывает все замечания, необходимые для внесения в конструкцию нового, вновь задуманного им рыболовецкого судна. В сентябре, после окончания путины, Илья Дмитриевич начал работу по его проектированию. И июне 1945 года сейнер «Харьков» был спущен на воду. Испытания судна показали его высокие мореходные, скоростные и промысловые качества, оно также отличалось хорошими бытовыми условиями для команды рыбаков. «Харьков» был признан лучшим достижением в судостроении рыбной промышленности Приморья и получил всеобщее признание рыбаков. Необходимо отметить, что такие удобные и довольно сложные рыболовные суда, как сейнер, строил в Приморье только колхоз «Смычка».

В 1946 году по проекту Ильи БОРБАТ был создан экспериментальный полусейнер «Быстрый» с двигателем «Грей» мощностью 150 лошадиных сил американского производства. По специальному заказу Крайрыбакколхозсоюза построен катер «Приморец», а в 1948 году — катер «Голубь». В 1950 году на стапеля заложено сразу семь сейнеров, которых так ждали рыбаки Приморья. Удивляешься, когда видишь на фотографиях, где, в какой обстановке создавались суда: небольшой сарай, а в нем — пилорама и строгальный станок, приводимые в движение маленьким мотором. Вот и все механическое оборудование так называемого судокорпусного цеха «Смычки». В остальном действовали топор, молоток, долото и другие плотничные инструменты. Но при этом сейнеры Ильи БОРБАТ намного превосходили подобные суда, выпускаемые владивостокской судоверфью. Не инженер, не техник, а простой колхозник, рыбак, имеющий образование четыре класса, он делал то, чего, к сожалению, не смогли сделать в те годы инженеры, проектировщики, судостроители.

У смычкинцев заказывали суда Тернейская, Шкотовская и другие МРС. Отзывы о сейнерах колхоз получал самые лестные. Их ждали не только на приморском побережье, но и на Сахалине, Курильских островах. Последний из построенных сейнеров получил название «Борбат», в честь колхозного новатора – создателя рыбацкой флотилии Приморья.

В 1954 году на научно-технической конференции во Владивостоке было принято решение о прекращении строительства деревянных корпусных сейнеров. На побережье Приморья произошло объединение рыболовецких колхозов, после чего «Смычка» быстро опустела. Рыбу теперь ловили в районе Сахалина и Камчатки, уходя в плавание на долгие месяцы. Вся молодежь, которая хотела и могла вести добычу рыбы путем экспедиционного лова, перебралась в колхоз «Моряк-Рыболов». Кто-то изменил своей рыбацкой профессии и ушел на другие предприятия. Остались одни старики, которые с трудом обслуживали колхозное подсобное хозяйство. Не на что стало содержать клуб. Ничего не строили, не ремонтировали суда, ненужными стали кузницы, мастерские, лесопилка. Вот так и не стало рыболовецкого, судостроительного колхоза «Смычка». А поселок, вернее, населенный пункт остался и по-прежнему, как в старину, именуется «Смычкой». Сейчас это тихий райский уголок, любимое место отдыха горожан из Дальнегорска.

К сожалению, история не сохранила названия всех судов, построенных здесь, но некоторые остались в газетных публикациях и на фотографиях далеких прошлых лет. Многие годы рыболовецкие сейнеры колхоза «Смычка» бороздили воды Тихого океана, являясь неутомимыми морскими тружениками. Своим появлением они обязаны простому крестьянскому рыбаку — Илье Дмитриевичу БОРБАТ. Он неоднократно избирался депутатом поселкового Совета. С 1953 по 1955 год работал председателем колхоза «Смычка». Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», почетным серебряным знаком «Отличник рыбной промышленности СССР», малой золотой медалью «Участник ВДНХ-1940 г.». Жизненный путь Ильи Дмитриевича, его трудовая деятельность освещены на страницах краевых, районных газет, журнала «Дальний Восток», в книгах «Советское Приморье», «Патриоты Дальнего Востока». Память о нем хранится в музеях Арсеньева, Дальнегорска, села Чугуевка.

В своей книге «Патриоты Дальнего Востока» автор К. ГЕРАСИМОВ очень удачно адресовал свои слова благодарности, посвященные нашему старшему поколению: «Каждый патриот с законной гордостью может сказать: «Мои силы, опыт и знания, моя жизнь были посвящены прекрасному благородному делу — освоению, развитию и защите советского Дальнего Востока. Это завещали нам предшествующие поколения русских землепроходцев, открывших дальневосточные земли и наказавших беречь их, как зеницу ока». Эти слова в полной мере относятся ко всем труженикам колхоза «Смычка», которые своим нелегким, героическим трудом внесли огромный вклад в развитие рыбной промышленности Приморского края.

Сергей БОРБАТ
На снимках: строительство сейнеров в колхозе «Смычка». 1950 г.; сейнера «Бравый», «Бодрый», «Борбат». 1952 г.
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.