Николай Гаврилович Потребич не стоял у мартена в годы Второй мировой, не ходил за плугом, обеспечивая фронт продовольствием, он изо дня в день исправно крутил баранку автомобиля. Работа, казалось бы, незаметная, но очень нужная.
Когда началась война, семья Николая Гавриловича Потребич жила в деревне Кремово Михайловского района. Отец, Гаврил Илларионович, работал бригадиром в колхозе. По первому призыву его вместе с другими сельчанами привлекли разгружать суда с военной техникой и продовольствием, которые приходили для фронта из США. Работали по системе «борт-вагон». Железнодорожными вагонами груз отправляли на базу, оттуда — по разным направлениям. Техника безопасности практически не соблюдалась. В этой спешке Гаврилу Потребичу однажды сильно придавило ногу грузом. Да так, что уже не мог дальше оставаться на этой работе. Вернулся в родной колхоз и трудился в кузнице. Шёл 1942 год. Сыну Николаю едва исполнилось 13 лет.
Видя, что отцу труднее стало содержать семью, Николай в летние каникулы устроился пастухом. Когда окончил семь классов, местные власти стали комплектовать из деревенских подростков группы на обучение в ремесленном и фабрично-заводском училищах. Николай попросился на курсы водителей в автошколу Союззаготтранса. Эта крупная организация, владея большим парком техники, во время войны занималась заготовкой и доставкой сельхозпродуктов для фронта.
Сдав экзамены и получив права, часть новоиспечённых водителей направились в Михайловскую автоколонну для обязательной трёхгодичной отработки. Как раз под новый, 1944 год Николая Потребича послали в колхоз «Осиновский», на хутор Баранасово, где жили староверы. Нужно было забрать изготовленные ими сани и перевезти по адресу заказчика.
— Чтобы сократить путь, я поехал по зимнику, но попал в промоину и провалился в речку, — вспоминает Николай Гаврилович. — Помочь некому. Мороз трещал лютый. Ни еды, ни питья, и невозможно сообщить в колхоз… Хорошо, хутор был недалеко. Днём стерегу машину, а на ночь отправляюсь туда, чтобы не замёрзнуть окончательно. Староверы — народ особенный, дальше порога меня не пускали в дом. На третий день моих мучений возвращался в подразделение взвод солдат, которые недалеко заготавливали лес. Увидев меня у костра и застрявшую машину, побросали пилы, топоры, поднатужились и вытащили грузовичок из речки.
Николай чувствовал себя неважно, за санями не поехал. В знак благодарности довёз солдат до Осиновки, а сам порожняком отправился в автоколонну и пролежал несколько дней с высокой температурой и воспалением лёгких. Прошла неделя, вторая… но на поправку он так и не пошёл. И вместо срочной службы в армии, о которой он так мечтал, председатель призывной комиссии, посмотрев результаты обследования, грустно покачал головой и освободил Николая от призыва на полгода, временно запретив работать шофёром.
Сидеть на шее у родителей Николай вовсе не собирался, немного поработал в воинской части, на железной дороге надсмотрщиком вагонов. В 1945 году с фронта вернулся старший брат Иван. Недолго погостив в отчем доме, он уехал в поисках лучшей жизни в Находку. Спустя четыре года вызвал сюда и младшего.
Николай устроился водителем в подразделение Дальморстроя СУ-11. Вместе с японскими военнопленными и заключёнными строили жильё для работников морского порта и Находкинского судоремонтного завода. Город понравился, и братья уговорили родителей переехать в Находку. Заметив профессиональные качества молодого водителя, заместитель начальника стройуправления по общим вопросам пригласил Николая возить его на полуторке, а через некоторое время пересадил на автомашину поновее. Примерно в это время за работу в Михайловской автоколонне Николая Потребича наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и удостоили звания труженика тыла.
В 1952 году он перешёл работать в автобазу Находкинского морского торгового порта, которая располагалась на побережье, в районе остановки «Волна», а спустя год женился. Большой семьёй построили новый просторный и добротный дом. В автобазе Николай Потребич отработал почти четверть века. Неоднократно становился победителем соцсоревнований, за что имеет нагрудный знак, награждён юбилейным нагрудным знаком «50 лет г. Находке», был активным рационализатором, за перевыполнение соцобязательств его фотография не раз помещалась на портовскую Доску почёта, а трудовая книжка исписана благодарностями. За ударный и добросовестный труд отмечался денежными премиями и награждался почётными грамотами. А 9 августа 1963 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Николай Гаврилович Потребич был награждён орденом «Знак Почёта». В его работе никогда не было проколов, он считался добросовестным и ответственным водителем. А самая главная заслуга — его грузовик отходил без капитального ремонта 100 тысяч километров. Среди водителей-коллег это была недосягаемая вершина.
Последние перед пенсией годы Николай Потребич трудился старшим мастером, начальником участка, а потом начальником автоколонны в автобазе Приморского морского пароходства. Несколько лет отработал ещё и после пенсии. С Евгенией Евтихиевной они родили троих детей. Сын погиб в пятилетнем возрасте, остались две дочери, Вера и Ирина, которые родителей только радуют. У Веры дети учились в институтах Санкт-Петербурга, возвращаться в Находку не стали. А вскоре забрали к себе и маму. Ирина осталась в Находке. С мужем они подарили родителям внучат. У Николая Гавриловича и Евгении Евтихиевны сегодня уже два правнука. Ирина работает в Дальневосточном банке. К старикам наведывается частенько, помогает справляться с огородом. Благодаря собственному участку, ничего из овощей и зелени Николай Гаврилович и Евгения Евтихиевна не покупают.
— 19 мая мне исполнится 85 лет. По доброй семейной традиции соберёмся за праздничным столом с родственниками и отметим это радостное событие. Я благодарен Богу, что в такие годы я ещё на ногах, сам за собой ухаживаю и вожу машину. Чуть потеплеет, переберусь в тайгу. Последние несколько лет регулярно помогаю знакомому перевозить туда пасеку. А потом живу в домике на колёсах и сторожу ульи. Когда здесь закончится медосбор, перевожу пасеку в другое место. За работу он рассчитывается со мной мёдом. Так что старость, как поётся в песне, меня дома не застанет, я в дороге, я в пути, — улыбаясь сквозь морщины, произнёс собеседник.
Владимир ФЁДОРОВ