Язык – критерий духовного состояния общества и уровня развития личности. Не технологическая отсталость отбрасывает нас назад, а гуманитарное оскудение, «разруха в мозгах» приобретает чудовищные размеры («хотели как лучше, а вышло как всегда»). «Золотой век словесности», «изысканная русская речь» живы, но носителей этой изысканной речи всё меньше. Пушкин с переводом, Гоголь с переводом – запрос времени.
«ЛОжите сюда» — говорят всюду. Уже официально признанный факт: сегодня русским языком в полной мере владеет незначительная часть населения.
Оптимисты считают, что всё исправит корректор – компьютер. Но утративший культуру в корректуре не нуждается. А утрата языка есть утрата культуры, уход от смысла. Sms — это уже не русский язык.
Есть такая точка зрения: всё, что сегодня происходит в нашей культуре, — не кара Божья, а результат негативной культурной селекции трёх поколений. Взамен «изысканной русской речи» создано что-то деревянное, скрипучее, не случайно говорят об угрозе государственной безопасности в сфере языка.
Солженицын в заслугу своей жены ставил её стремление – «дать детям неповреждённый язык». Родной язык нуждается в защите, а на вооружении защитников лишь слово, драгоценное, но «повреждённое». Нам представляется, что забота о сохранении родного языка – задача государственной важности. Следовательно, это становится делом руководителей. А они, совершая всякие полезные дела для детей, что, конечно, хорошо, говорят при этом речи. А в этих речах рассказывают, что заботятся об «ихнем» (детей) будущем. Организовать бы среди них курсы по изучению родного языка или пошли бы брать частные уроки. Вот и ответ на вопрос, с чего начинать защиту родного языка, — с самообразования.
А там бы всерьез задумались о патриотическом воспитании. И не просто задумались, а разработали концепцию этого воспитания. Обязательно бы догадались, что патриотизма без заботы о родном языке, родной литературе, родной культуре, а там и о мировой культуре не бывает. И появились бы конкретные дела, например, контроль над работой рекламных агентств, обучение русскому языку тех, у кого публичные профессии, например, банкиров, работников торговли, представителей других профессий.
А дальше больше – изменилась бы атмосфера, стали бы стыдиться не только грязной одежды, но и «повреждённого» языка.
Лариса ТРОФИМОВА, заслуженный учитель Российской Федерации, ветеран педагогического труда