За прошедшие несколько лет Восточная нефтехимическая компания потратила на социальное развитие Находки и Партизанского района более 300 млн рублей. На эти деньги ремонтировались дома, дороги, детские сады, школы, спортивные сооружения, поддерживались детские творческие и спортивные коллективы и многое другое. Никакое другое предприятие в Находке и соседнем районе таким активным участием в жизни и делах территорий не отмечено. И эта политика вкладывания средств в развитие региона продолжается.
При этом речь идет не о действующем производстве, а компании, занятой на данном этапе организацией проектирования будущего нефтехимического завода. В проекте изменены основные характеристики, стройплощадка перенесена в Партизанский район. Эта тема обсуждалась в Находке на заседании круглого стола структурных подразделений ОАО «НК «Роснефть» в Приморском крае с приглашением органов власти, деловых кругов, общественности городского округа и Партизанского района, экологов. Участники поддержали решение о строительстве ВНХК, а представители строительной отрасли города призвали быстрее начать долгожданную стройку, с началом которой они связывают большие надежды.
Свои мнения на этот счет высказывают жители двух территорий. Они разные. Так и должно быть, тем более что речь идет о совершенно новой для Приморья отрасли. И публичные обсуждения на этапе проектирования, в которых могут принять участие все желающие, начнутся менее чем через месяц. Но ждать этого отдельные персоны не хотят, высказывая свои прогнозы относительно предстоящего строительства. При этом они основываются на собственном видении ситуации и сомнительных экспертизах, подкрепляя этот призыв абсолютно некомпетентными на поверку заявлениями о катастрофическом воздействии будущего завода на окружающую среду и человека.
Взяв на вооружение устаревший проект Приморского НПЗ, который «Роснефть» несколько лет назад планировала разместить на той же площадке, но отказалась от него, авторы обращения вносят путаницу в цифрах и фактах. Так, указывается неверная мощность будущего объекта – она предусматривалась для проекта завода во Врангеле с совершенно иной конфигурацией. Примечательно и другое. Авторы обращения приводят результаты экологической экспертизы, в которой якобы сделан вывод, что «в течение пяти лет после ввода в эксплуатацию завода репродуктивная система <…> человека перестанет действовать».
Невольно возникает вопрос. Как же тогда живут люди в Хабаровске, где в черте города работает НПЗ? Почему за 72 года функционирования нефтеперерабатывающего завода не вымер Комсомольск-на-Амуре? Та же участь не постигла и жителей Туапсе, в котором с 1929 года работает НПЗ, находящийся в жилой зоне? Насколько известно, о массовом бесплодии жителей этих городов речь никогда не шла. Так почему завод, проектируемый в XXI веке на основе современных мировых технический достижений, должен привести к такому исходу?
В открытых источниках нет результатов экспертизы проекта НПЗ, говорящей о последствиях, которыми пытаются запугать местное население отдельные личности. Однако в Интернете можно сравнительно легко найти положительное заключение другой экологической экспертизы – государственной, утвержденной 25 августа 2010 года решением Ростехнадзора.
Безусловно, что строительство комплекса ВНХК окажет влияние на окружающую среду, как и абсолютно любая деятельность человека. В «Роснефти» этого не скрывают. Неф-теперерабатывающий завод – производство со сложными химическими процессами, для которых разработаны современные системы, позволяющие максимально исключить их техногенное влияние.
Нужно учитывать и тот важнейший факт, что такое масштабное предприятие обеспечивает огромные вливания в местную экономику. С новыми дорогами, теплоэлектростанцией, десятками тысяч рабочих мест на период строительства и эксплуатации комплекса. Большую часть персонала на заводе составят местные жители. Руководство ВНХК предпринимает конкретные шаги для того, чтобы специалистами стали выпускники школ Находки и Партизанского района, открыв «Роснефть-классы», ребята из которых имеют возможность бесплатно поступить на профильные направления в ДВФУ, а затем трудоустроиться в структуры «Роснефти». На работу в ВНХК уже принимаются молодые приморские специалисты, подготовленные по востребованным профессиям и готовые реализовывать проект.
Но крикунов поневоле эта составляющая, как и все остальное, мало волнует. Главное — попытаться громко прокричать и вслух посоветовать, а то и потребовать, помитинговать. Это, как говорится, «сейчас в тренде». Но может все-таки разумно оценить ситуацию и сделать соответствующие выводы о тех, кто «всегда против»?
Нина КОЛЬЦОВА