Лица и блики времени

В МЕЖДУНАРОДНОМ морском клубе открылась выставка работ фотокорреспондента «НР» Георгия Пакина, посвященная 65-летнему юбилею газеты. Экспозиция продлится до 10 сентября.

Любую фотографию рассматриваешь с ощущением чуда. Старые фото — это вообще отдельный разговор, в них, размытых и пожелтевших, хранится таинственным образом дух истории, ее поступь и какая-то особая правда, в которую веришь. И еще большее чудо ожидает нас, когда жизнь дарит встречу с мастером художественной фотографии, с художником, владеющим в творчестве своем неким синтезом юмора, грусти, особого светлого взгляда даже на мрачные стороны нашей действительности.

Именно к таким художникам относится Георгий Пакин, талантливый наблюдатель и жизнелюб. Фотографии Пакина – не застывший мир, как это часто случается у фотографов, и не остановленный удачно лучик правдоподобия жизни. Этот лучик у него неудержимо прорывается сквозь шторку фотоаппарата и проникает не отпечатком негатива на пленку, а каким-то чудом самым совершенным позитивом отражается в душе зрителя.

Расхожая истина, что фотомастерам лучше всего удаются старики и дети, абсолютно верна и для Георгия Пакина. Очаровывают выразительность и непосредственность его маленьких «фотомоделей» («Чародейка», «Скажи “а-а”»), а живость жанровых картинок подкупает простотой выбранного ракурса и совсем не случайной шуткой и открытой улыбкой («Дело к разводу», «Пойдем в школу», «Не разбудили»). Если от детей на фото исходят неподдельные тепло и свет, то с фотографий ветеранов на нас еще глядят эпоха, пройденные дороги, не совсем, может быть, сложившаяся жизнь.

Будучи газетчиком, Георгий Пакин не может обойти стороной политику. В жанровых сценках с подчеркнуто краткими и емкими названиями оживает время («Протест автогражданке»). Вот девушка, поглядывающая на часы. Ей некогда или она просто увела взгляд от просящей старухи… («Такие времена»). Вот развалюха с плакатной строкой вдоль крыши — «СССР – оплот мира».

Удаются Георгию Анатольевичу и зимние пейзажи, и тихие уголки городских буден («Рыбацкая рапсодия»), и снимки на горной речке. Вот узнаю давно демонтированный контейнерный терминал в снегу на мысе Астафьева – величие технологий и тут же очаровывающая лирика снежного белого чуда окрест. Такая же пронизывающая лирика грусти исходит от клина-паруса на просветленном закатном небе. И рядом, словно в бессмертие, устремленность в небо над миром машин и суеты, резко остановленная крестами сложенных парусов и нагруженная тут же смыслом названия, понимаемого, я думаю, не только в нашем городе, – «Была Надежда»…

Не забывает мастер и о теме спорта, каким-то удивительным образом вбирающей в себя и природу, и детство, и наше технотронное времечко. Эти снимки наполнены экспрессией, динамикой и жизнью («Болеем только за своих», «Сейчас я тебя сделаю», «На вираже», «Орлята учатся летать»). На последнем запечатлен миг мотогонок, но ощущение полета настолько велико, что соглашаешься с названием, предложенным автором.

Николай ТЕРТЫШНЫЙ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.