Далеко не каждый современный подросток, оказавшись перед выбором — прочитать книгу или поиграть в компьютерные «стрелялки», предпочтет посвятить свободное время чтению. Комиксы и голливудские блокбастеры пришли на смену тургеневской прозе и поэзии декаданса. В материале «Читать или не читать? Вот в чем вопрос», опубликованном на страницах нашей газеты в сентябре прошлого года, был начат разговор об очень важной проблеме падения интереса к чтению, особенно среди школьников.
Самые разные точки зрения по этому поводу были высказаны на семинаре «Детская библиотека как территория чтения», организованном Центральной библиотечной системой. Его участники предложили пути ее решения.
По признанию библиотекарей школьных и муниципальных библиотек, собравшихся на семинаре, самыми активными и благодарными читателями сегодня являются дети младшего школьного возраста. Для них проводятся книжные выставки, литературные конкурсы, викторины. Заведующая библиотекой школы № 7 «Эдельвейс» Татьяна ГИЛЕВА считает очень важным использование инновационных технологий в работе с детьми – мультимедийных презентаций, рекламных видеороликов, рассказывающих о книжных бестселлерах, веб-сайтов, посвященных творчеству детских авторов.
Библиотекарь Светлана БУРДИНСКАЯ рассказала о деятельности литературного клуба «Капелька» при школе № 2. Здесь регулярно проводятся дни открытых дверей и круглые столы, дети готовят фотоотчеты, рассказы о вновь прочитанной книге, ставят кукольные спектакли, по традиции выбирается лучший читатель года. Вдумчивое прочтение, осмысление художественных произведений в кругу сверстников в живой, непринужденной атмосфере клуба не только расширяют кругозор ребенка, но и стимулируют проявление творческого начала. Не секрет также, что именно художественная литература оказывает неоценимое влияние на формирование человеческой личности в целом – развивает образное мышление, создает нравственные ориентиры, учит добру, приобщает к культурным ценностям.
Важно знакомить юных читателей не только с мировой и отечественной классикой, но и с книжными новинками. Выбор на книжном рынке в настоящее время настолько разнообразен, что даже сами библиотекари, по их собственному признанию, не всегда успевают в нем ориентироваться. Обзор современной детской литературы подготовила главный библиограф Центральной библиотечной системы Ирина ХРИЕНКО. В произведениях зарубежных — европейских и американских — авторов присутствует прежде всего социальная направленность: книги помогают ребенку социализироваться в обществе. А это как раз то, чего им очень не хватает в современной жизни.
Вступая в диалог с детьми, авторы не боятся касаться серьезной, сугубо взрослой проблематики. Для детского чтения были рекомендованы роман ирландского писателя Джона БОЙНА «Мальчик в полосатой пижаме», повести норвежской писательницы Марии ПАРР «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал». Среди современных отечественных авторов были названы Наринэ АБРАГЯН, Станислав ВОСТОКОВ, Эдуард ВЕРКИН, Светлана ЛАВРОВА, Дина САБИТОВА, Наиль ИЗМАЙЛОВ. Для того чтобы познакомиться с популярной детской и подростковой литературой, совсем не обязательно идти в книжный магазин или скачивать электронные версии с торрентов, она есть в библиотечных фондах.
Заведующая библиотекой средней школы № 22 Ирина ЛИПСКАЯ считает, что в работе с подростками существует своя специфика – к ним нужно относиться одновременно и как к детям, и как ко взрослым, так как за пределами узкоспециальных тем они вполне готовы к равноправному общению. В то же время их по-прежнему привлекают игровые моменты в обучении. Наиболее оптимальным является формат деловой игры. Он способствует развитию активной познавательной деятельности школьников, умению работать с различными источниками информации, появлению интереса к публичным выступлениям.
Несмотря на общепринятое мнение о том, что библиотеки сейчас переживают не лучшие времена, жизнь в них продолжается, из книгохранилищ они постепенно превращаются в клубы по интересам, места для неформального и познавательного общения. Так, недавно в центральной городской библиотеке под девизом «Гуляй, пока молодой!» впервые прошло ток-шоу «Молодежный перекресток». В детской библиотеке № 10 с детьми занимаются по программе «Юный помощник ГИБДД», уделяя особое внимание обучению детей правилам безопасного поведения на дороге. Как рассказала библиотекарь Антонина АГАФОНОВА, в программу входят игровые уроки, беседы со школьниками, викторины, рекомендации родителям, правовые ликбезы. Уже в третий раз муниципальные библиотеки примут участие во Всероссийской акции «Библионочь».
Так возможно ли подружить ребенка с книгой, приобщить его к миру художественной литературы, воспитать в конечном итоге homo legens (лат.) – человека читающего? Возможно, если в этом направлении будут работать семья и школа. Не последнюю роль здесь играют и библиотеки: именно они являются хранителями литературного наследия, культурных традиций прошлого, стараясь в то же время идти в ногу со временем, внедряют различные информационные технологии в своей работе, изыскивают новые формы взаимодействия с читателями.
Татьяна КРАВЧЕНКО