За прошлый год на долю ОАО «Находкинская БАМР» пришлось 3,7 процента от общего российского вылова, или пятая часть объёмов добычи приморских рыбаков. По количеству освоенных квот база находится на втором месте среди предприятий дальневосточного бассейна. В каких районах приходится работать её флоту? Какие новшества применяет компания на промысле и переработке сырца? Об этом наша беседа с первым заместителем генерального директора по управлению флотом ОАО «Находкинская БАМР» Сергеем ЮРТАЕВЫМ.
-
Сергей Георгиевич, где сегодня предприятие ведёт добычу?
— Одновременно в море работает три экспедиции. В Беринговом добываем минтай, камбалу, треску, приловом берём бычка. Минтай и треску обезглавливаем, отдельно собираем печень, икру, из отходов готовим рыбную муку. Камбалу и бычка морозим целиком. Вторая экспедиция находится в районе Северных Курил на промысле кальмара. Выпускаем тушку и щупальца, немного обесшкуренного кальмара с удалением плавника. Освежёванная тушка расфасовывается в мелкую упаковку, весом до килограмма, и пользуется на рынке сбыта повышенным спросом. Хорошо в последнее время расходятся и плавники моллюска. Практически вся продукция из кальмара уходит на внутренний рынок. Третья экспедиция работает у берегов Японии. Из улова выпускаем мороженую лемонему без хвоста и головы.
-
Как складывается гидрологическая и промысловая обстановка в районах добычи?
— С каждым годом она всё тяжелее. Нынешний год сам по себе выдался суровым: держались сильные холода, бушевали шторма, усугубили гидрологию периодически проходившие землетрясения в районе Японии и Гавайских островов. Это повлекло определённые изменения в промысловой обстановке. В природе всё взаимосвязано. Чем позже прогреваются придонные слои, тем позже подходит в район кормовая биомасса, а за ней и рыба, которая уже меньше времени находится в этих изобатах, а потом снова мигрирует.
В Беринговом море лёд сошёл только в начале июня, что на две недели позже обычного. Но мы не стали ждать полного очищения моря и приступили к работе. Не хотелось упускать драгоценного времени. Ведь с очищением моря от льда уходит отнерестившийся минтай и подходит нагульный. Изначально здесь работают наши БМРТ — «Механик Брызгалин» и «Капитан Фалеев», РТМС «Астроном», на днях подошли БМРТ «Николай Чепик» и БМРТ «Пелагиаль». Квот достаточно, добычу можно вести хоть круглый год.
На Северных Курилах ситуация тоже не очень благоприятная. Температурный режим для массового подхода кальмара низкий. Из-за холодной зимы придонные слои только-только начинают прогреваться. Рыбалка опоздала примерно на месяц. Суточные уловы низкие, флот несёт дополнительные издержки, а прогнозы делать очень тяжело даже учёным «ТИНРО-Центра». В ближайшие дни в бамровскую экспедицию в район промысла прибудут ещё два судна — БМРТ «Ардатов» и РТМ «Антарес».
Неутешительная обстановка складывается и в зоне Японии на добыче лемонемы. Причины те же — сложные погодные условия. В предыдущие два года среднесуточный улов у её берегов составлял 60 тонн, в нынешнем — не более 40. Суда других компаний вообще сняли свой флот с лемонемы и перевели его на добычу других объектов.
-
Сергей Георгиевич, что делается руководством БАМРа для совершенствования промвооружения?
— Плотно сотрудничаем с фабрикой орудий лова (ФОЛ), расположенной на территории БАМРа, которая примерно на 80 процентов сегодня работает на наших заказах. Если говорить в общем, база лидирует в регионе по части применения современных сетематериалов. Продолжаем экспериментировать с материалами других компаний, в частности, калининградской фирмы «Фишерон-сервис». Она изготавливает качественные сети и является лучшей на российском рынке, в частности, по изготовлению пелагического промвооружения. Для придонного лова сети приобретаем у одной из передовых зарубежных компаний, с которой плодотворно сотрудничаем несколько лет. Бамровцы уже оценили новинку за долговечность. Останавливаться на достигнутом не собираемся, по возможности будем совершенствовать промвооружение.
Постепенно оснащаем суда новыми траловыми досками, от правильной формы и настройки которых напрямую зависит примерно 80 процентов успеха в море. Некоторое время была проблема с досками для донного промысла, в частности, кальмара. В качестве эксперимента приобрели небольшую партию у корейской компании «Моббидик». Практически все наши капитаны уверяли, что работать с ними будет замечательно. Правда, особого экономического эффекта мы так и не увидели. Продолжаем использовать траловые доски модификации середины 80-х годов, которые оказались наиболее практичными и уловистыми. Их, кстати, изготавливает наша фабрика орудий лова. В качестве эксперимента снарядили в море два судна парой траловых досок ФОЛ и три — досками датской компании «Тибюрон». Датские оказались прочнее, но по эффективности наши нисколько не уступают зарубежным.
На нескольких судах установили систему контроля натяжения ваеров и профиляторы тралов. Что хочется отметить. Судно, где новинок не было, но где капитан и команды были внутренне настроены на выполнение производственного плана, сработало в минтаевой экспедиции на том же уровне, что и оснащённое тралтеками и профиляторами. Как видите, многое зависит от человеческого фактора. К примеру, РТМ «Климово», где во главе экипажа стоит молодой капитан-директор Алексей Махнов, не имеет ни профиляторов, ни системы натяжения ваеров, но по результатам добычи экипаж нисколько не уступает траулерам с обновлённым промвооружением. Неплохие результаты показал и РТМ «Графит». В целом результаты Охотоморской минтаевой путины для предприятия отличные. При тяжёлой промысловой обстановке среднесуточный улов бамровского флота здесь составил 77 тонн.
-
Мировой рынок всё чаще отдаёт предпочтение морепродукции глубокой переработки. Готова ли компания к этим переменам?
— По результатам работы в Охотоморской минтаевой путине руководством принято решение выделить специализированное судно под выпуск филе «Дипскин». Это совершенно новая для нас продукция. Подобран траулер, осталось подготовить экономические обоснования и утвердить их.
Безусловно, ассортимент продукции и рынок сбыта будем расширять. Когда он заужен, покупатель начинает диктовать свои условия. Тем более что государство ставит задачу всем рыбопромышленным предприятиям изыскивать возможности по выпуску продукции глубокой переработки, и даже предоставляет для этого некоторые льготы. В частности, морепродукция глубокой переработки при вывозе за границу облагается пониженным таможенным налогом, а это дополнительная добавочная стоимость для экономики предприятия.
-
Последние годы БАМР стала активно ловить макрурус. Насколько выгоден этот объект промысла?
— Добыча макруруса убыточна. Может, потому что его маловато, а может, ещё не до конца разгаданы повадки этой рыбы. Если сделал одно траление, второе на этом же месте делать уже бесполезно. Можно ничего не поймать. Больших объёмов на вылов макруруса нам не дают. Он водится на глубине от 900 до 2,5 тысячи метров, мы работаем на изобатах от 1,2 до 1,5 тысячи метров. Это очень большие глубины. Если при выборке трала с минтаем затраты промыслового времени составляют 30-40 минут, то на макрурусе — в пределах двух часов. А это дополнительное время и издержки на топливо, которое нынче такое дорогое. Осваиваем лимиты только в том объёме,чтобы не потерять их совсем.
С другой стороны, макрурус относится к разряду чистых рыб и особенно пользуется спросом в Израиле и Франции. Возможно, лет через пять спрос на него возрастёт и на потребительском рынке России.
-
Сергей Георгиевич, средний возраст бамровского флота перешагнул границу 25 лет. Какие меры предпринимает руководство компании, чтобы поддерживать его на современном уровне?
— На последнем круглом столе в министерстве транспорта России прозвучало, что, к примеру, цена нового супертраулера подошла уже к трём миллиардам рублей, или 100 млн долларов. Она неподъёмна даже для крупного рыбацкого предприятия. Одно дело построить, к примеру, танкер и совсем другое — траулер, где кроме корпуса требуется начинка промысловым и перерабатывающим оборудованием, которое в денежном эквиваленте занимает немалую долю в цене новостроя. Поэтому о строительстве флота без государственной поддержки пока говорить бесполезно. Серьёзно ужесточились в последнее время и требования Регистра к судам. Любая авария в море на стареньком траулере рассматривается контролирующими органами с особой строгостью. А тем более на тех, средний возраст которых перешагнул за четверть века. Кстати, таких в дальневосточном бассейне на данное время абсолютное большинство.
-
Не планирует ли БАМР выходить в открытый океан на промысел, скажем, ставриды или тунца?
— Без государственной поддержки об этом сегодня не может быть и речи. Уж слишком велики затраты на переходы. Два-три траулера туда не отправишь, нужно формировать экспедицию из 50 единиц и больше, включая научно-поисковое судно. Даже в регионе трудно набрать такое количество флота. У бамровцев есть богатая практика работы у берегов Перу, в юго-западной и юго-восточной частях Тихого океана, где в своё время на добыче ставриды работало до полутораста судов, и возглавлял такую экспедицию руководитель рангом не ниже заместителя министра рыбного хозяйства. Но сегодня это очень затратный проект.
В стране принимаются целевые программы по развитию сельского хозяйства, дальневосточного региона России… Считаю, должна быть принята аналогичная программа и по развитию рыбной отрасли с перспективой выхода промыслового и научного флота на океанический лов.
-
Что сегодня главное для предприятия?
— Высокая производительность труда, максимальная отдача на каждом рабочем месте, чтобы акционерное общество могло развиваться, проводить модернизацию флота, улучшать быт и обеспечение рыбаков, а с ростом уровня инфляции — регулярно индексировать заработную плату.
-
Вы отвечаете за успешную работу флота. Как решается кадровый вопрос?
— Очень и очень сложно. Это проблема не только нашего предприятия. Недалеко время, когда рыбопромышленные компании могут столкнуться с тем, что из-за нехватки специалистов всех уровней вынуждены будут поставить флот к причальным стенкам. А кадры будут нужны там, где есть оборотные средства на модернизацию флота, увеличение заработной платы, улучшение условий труда, снижение текучести кадров. БАМР в конце 90-х годов уже сталкивался с ситуацией, когда не было средств на зарплату. Это плоды, в первую очередь, неэффективного управления флотом и слабой экономической политики. Мы полностью ушли от непрофильных подразделений, которые были непосильным бременем. Сегодня занимаемся только добычей и переработкой рыбы, эффективнее используем оставшуюся береговую инфраструктуру. И новая экономическая политика вскоре стала приносить желаемые результаты. Очень надеемся, что финансовая стабильность сделает нашу компанию привлекательной для нового поколения рыбаков.
Беседовал Владимир ПАНТЮХОВ