Из промысловой экспедиции благополучно возвратилось очередное бамровское судно БМРТ «Александр Беляков». На берегу рыбаков торжественно встречали заместитель генерального директора по безопасности мореплавания Виталий Дмитренко, председатель профсоюзной организации Сергей Рыжиков и начальник отдела кадров Анатолий Кутумов. Представители администрации акционерного общества тепло поздравили экипаж с выполнением производственного плана-задания, наиболее отличившимся в рейсе рыбакам вручили почётные грамоты генерального директора ОАО «Находкинская БАМР» и ценные подарки.
Действующий экипаж принял БМРТ «Александр Беляков» в Петропавловске-Камчатском и 22 июля вышел на промысел. Все четыре месяца работали на Северных Курилах на добыче командорского кальмара. Орудия лова – донные тралы, ловили на глубине до 500 метров. В отличие от рыбы кальмар добывается периодами, вспышки уловов в основном зависят от приливных течений, состояния фазы луны и других природных факторов. В течение месяца может быть несколько удачных вспышек, когда удаётся поднимать на борт за один раз до 10-50 тонн головоногого моллюска. Как правило, в сутки рыбаки делают пять-шесть тралений.
Обычно с утра до полудня рыбалка бывает наиболее успешной, потом в течение нескольких часов идёт спад, затем снова подъём. Как показывает практика, кальмар хорошо ловится с мая по ноябрь. Но раз на раз не приходится. Говорят, в позапрошлом году вспышки добычи пришлись на конец ноября. В нынешнем на это время, наоборот, наука дала довольно неутешительные прогнозы. И они оправдались. Судя по результатам, со второй половины ноября экипаж в лучшем случае вылавливал в сутки всего по 12-15 тонн. Неопытному капитану угадать повадки кальмара порой очень сложно. Но капитан-директору БМРТ «Александр Беляков» Владимиру Кикоть опыта, как говорится, не занимать.
— В этой должности хожу в моря с 2006 года. Хоть и давненько не работал на промысле кальмара, но тонкости и хитрости, применяемые при добыче моллюска, ещё не забыл. Конечно, это не минтай, когда за один замет в мешок набивается до 100 тонн, тем не менее в среднем за одно траление мы поднимали на борт порядка 10 тонн кальмара. Это неплохой результат. В 80-х годах, когда работали у острова Симушир в 12-мильной зоне, показатели по нему были несколько лучше. Потом начался спад. В последние годы промысловая обстановка на кальмаре снова начинает улучшаться. Если же говорить об основных составляющих успеха, то объёмы добычи, конечно, зависят от правильной настройки промвооружения, опытности помощника капитана по добыче, а уже потом можно назвать интуицию капитана, слаженность работы экипажа и прочие нюансы, — считает Владимир Юрьевич.
Капитан-директор с удовольствием отметил работу таких членов экипажа, как третий механик Олег Прасов, слесарь-ремонтник Борис Тимошкин, мастер добычи Юрий Гасик, мастер обработки Валерий Султаншин, матросы Александр Новиков, Михаил Ткач и Юрий Голубцов, третий помощник капитана Александр Матюшенко и шеф-повар Светлана Арапова, которые как лучшие из лучших были награждены на берегу.
Несмотря на то, что в этой экспедиции в судовой роли недоставало десяти матросов-рыбообработчиков (на кальмаре это самый оптимальный вариант), экипаж вполне справлялся с поставленными задачами, обрабатывая в сутки в среднем по 30 тонн сырца, выпуская 15 тонн тушки и четыре тонны щупальцев. Работали в две смены — 12 часов через 12. На фабрике был задействован весь экипаж, включая комсостав — механиков и штурманов, которые кроме своей вахты дополнительно несли четырёхчасовую подвахту на обработке кальмара. Такие условия не распространялись только на капитан-директора, потому что он трудится в море почти 24 часа в сутки с короткими минутами отдыха.
— Я отработал в БАМРе 26 лет, из них 18 — в должности тралмейстера, — рассказывает помощник капитана по производству БМРТ «Александр Беляков» Николай Федорченко. – В своё время рыбачил у берегов Новой Зеландии, Южной Америки, в японской зоне, в Охотском и Беринговом морях…Удалось поработать практически на всех объектах промысла, которые в своё время добывала Находкинская БАМР. Добыча кальмара – дело, конечно, не из лёгких. Но, правильно говорят, люди ко всему привыкают и приспосабливаются. В этом рейсе на фабрике постоянно было занято около 30 рыбообработчиков, из них, наверное, только единицы имели некоторый опыт в обработке кальмара. Остальные столкнулись с этим впервые. Сегодня на изготовлении, к примеру, рыбы безголовой на перерабатывающих фабриках бамровских судов используются специальные машины. А здесь каждую особь нужно было взять, вручную отделить голову от тушки, а потом удалить внутренности. Через несколько дней некоторые наши новички, как говорится, выдохлись. Но потом втянулись в режим и к концу рейса стали профессионалами, успешно выполняя дневную норму. Правильно подметили: глаза боятся, а руки делают. Благодаря тому, что тщательно был подобран экипаж, в продолжение всего рейса на судне поддерживалась здоровая психологическая обстановка.
За рейс экипаж «Александра Белякова» выловил и переработал 3260 тонн кальмара. Сделали два перегруза в море на транспортные суда, остальную свежемороженую продукцию привезли на береговой холодильник своим ходом. Практически весь улов будет отправлен на внутренний продовольственный рынок. Сегодня говорить о заработной плате экипажа пока что рановато. Но по предварительным подсчётам можно сказать, к примеру, средний месячный заработок матроса второго класса по итогам рейса составит в пределах 40-45 тысяч рублей.
Многие довольно быстро привыкают к работе в море и на берегу уже не могут себя найти. Действительно, здесь есть свои преимущества. Не надо каждое утро, как сегодня, в стужу и гололёд добираться на производство, прошёл несколько метров, и ты уже на рабочем месте. Не надо думать о пропитании, потому что здесь тебя накормят, постирают твою одежду и приготовят постель. Человек очень быстро привыкает к таким удобствам. И, что ещё не менее важно, зарплата рыбака не расходуется каждый месяц, а бережно скапливается на личном счёте. Благодаря чему по возвращении он может сделать серьёзные покупки для семьи, чего не могут позволить себе многие береговые труженики.
В течение последних двух-трёх лет ОАО «Находкинская БАМР» работает и развивается стабильно. Здесь соблюдаются все социальные гарантии, из года в год пересматривается в сторону увеличения заработная плата, а самое главное — она всегда выдаётся вовремя, благодаря чему растёт благосостояние рыбаков и береговых работников. Внедряются новые технологии обработки рыбы и других объектов промысла, расширяется ассортимент выпускаемой морепродукции.
Новой командой акционерного общества разработана стратегия развития ОАО «НБАМР» на период до 2018 года, которая подкреплена водными биологическими сырьевыми ресурсами, выделенными предприятию на десять лет вперёд, основными фондами в виде добывающего флота и, конечно же, научными прогнозами по запасам и воспроизводству рыбы. Здесь по-прежнему продолжают заниматься переоборудованием больших автономных траулеров, устанавливая на них современное перерабатывающее, морозильное и промысловое оборудование, новейшие поисковые системы и испанские траловые комплексы. В результате производительность траулеров возрастает практически в два раза. Продолжается установка на фабриках разделочных аппаратов, шкуросъёмочных и машин по переработке рыбы на фарш, морозильных шкафов с гидравликой немецкой фирмы Baader, благодаря чему бамровский флот имеет высокую степень переработки сырца прямо в море, а его продукция становится более востребованной и конкурентоспособной на мировом рынке.
Сегодня все семнадцать добывающих судов ОАО «НБАМР» зарегистрированы комиссией европейских сообществ и имеют право экспорта своей продукции в страны Евросоюза. Перед находкинским рыбацким предприятием открываются большие перспективы для успешной работы как на внутреннем, так и на внешнем рынке.