От почтальона до начальника отделения – такой путь прошла Рита Александровна Мун (на фото в центре) за 35 лет работы в этой отрасли, без которой невозможно представить жизнь каждого из нас. Довелось ей трудиться и заместителем главного бухгалтера Находкинского городского узла связи, и инженером по нормированию… Но большая часть её жизни отдана непосредственно работе руководителя отделения почтовой связи.
— Полюбила я профессию с тех пор, как восемнадцатилетней девчонкой в родном городе Кокчетав, что в Казахстане, впервые пришла работать на почту, — с улыбкой рассказывает Рита Александровна. — В семье никто не был связистом – отец работал бригадиром овощеводов, мама трудилась в торговле. Шёл январь 1976 года. Помню, какой неподъёмной была чёрная сумка почтальона. Каждая семья выписывала в ту пору по 5-6 наименований периодических изданий, а ещё письма, открытки… А я — невелика ростом, как видите, худенькая была тогда. Приходилось носить корреспонденцию в два захода. Что привлекло в работе? Прежде всего — общение с людьми. Тепло на душе становилось, когда слышала слова благодарности за вовремя доставленную корреспонденцию, а ещё – когда у меня, совсем юной, спрашивали совета, какую газету или журнал выписать.
В Находку Рита приехала к подруге погостить, да так и осталась здесь, влюбившись в колоритную красоту здешних мест и в молодой город, которому тогда было всего 33 года. Ей, имевшей за плечами семь лет трудового стажа, освоившей специальности почтальона, оператора, телеграфиста, работу долго искать не пришлось. Бывший в ту пору начальником Находкинского городского узла почтовой связи Юрий Емельянович Родохлеб сразу предложил Рите возглавить коллектив отделения почтовой связи в Северном микрорайоне. Она согласилась и не пожалела об этом. Вспоминает, что с первых шагов в этой должности она стремилась строить отношения в коллективе, руководить людьми, как Юрий Емельянович, который, несомненно, был талантливым психологом, обладавшим даром открывать в подчинённых качества, о которых они сами, возможно, и не подозревали. Он буквально к каждому мог найти подход. В дальнейшем мастер связи, руководитель предприятия, почётный житель Находки, он всегда был, по её словам, примером во всём.
— Мне повезло, — рассказывает Рита Александровна, — где бы ни работала, везде окружали симпатичные мне люди, на которых всегда могла положиться, и когда уезжала сдавать экзамены в Хабаровском техникуме (училась заочно), и в командировки в краевой центр. Была я начальником ОПС №№ 6, 4 и вот уже пять лет руковожу коллективом отделения почтовой связи № 26. Атмосфера у нас дружеская. Все события в жизни каждого или в коллективе отмечаем вместе. У нас буквально все обладают какими-то особенными качествами. Почтальон Елена Воскресенская, к примеру, большой авторитет у подписчиков, которым она, не жалея времени и сил, рассказывает о новинках периодики, узнав о пристрастиях, советует выписать то или иное издание. И в результате она успешно справляется с заданием по подписке периодики. Оператор Наталья Ломова умеет доходчиво, не раздражаясь, терпеливо объяснить клиенту непонятные моменты в оформлении корреспонденции. Её коллегой, Людмилой Шмаковой, которая занимается приёмом посылок и бандеролей, отправители всегда довольны – корректна, внимательна, вежлива. В Книге предложений в её адрес клиенты частенько пишут тёплые слова благодарности. Кстати, вот и недавно, гостья нашего города из Башкирии выразила признательность ей за высокопрофессиональное обслуживание.
Опора руководителя – её заместители: Ирина Степаненко и Ольга Редькина, имеющие большой опыт в работе. По словам моей собеседницы, обе всегда приходят на помощь в трудной ситуации операторам. От них во многом зависит микроклимат в коллективе.
Как рассказывает Рита Александровна, немало молодых связистов получили именно в её родном коллективе профессиональные навыки. Кто-то трудится сейчас в других отделениях, кто-то остался здесь. Вот и нынче учится специальности оператора почтовой связи двадцатилетняя Александра Симонова. Её наставницы Наталья Тараканова, Ирина Терещенко, Людмила Шмакова стараются, чтобы девушка освоила все операции, число которых в современной связи растёт. Нынешнему поколению связистов приходится помимо традиционных услуг постоянно осваивать новые: в последнее время, к примеру, занимаются оформлением кредитных карт, вопросами страхования… Компьютеризация, внедрение терминалов по оплате сотовой связи, Интернет-услуги заметно повысили интерес к работе и …облегчили её.
Хоть и говорят, что не место красит человека… Однако, когда трудишься в комфортных условиях, в эстетично оформленном помещении, и чувствуешь себя в тонусе, то и настроение приподнятое. Коллектив отделения почтовой связи №26, которому нынче приходится из-за капитального ремонта вот уже пятый месяц ютиться в тесноте, в конце октября отметит «новоселье».
— Мы с нетерпением ожидаем этого момента, — делится со мной Рита Александровна, — приятно будет работать в преображённом отделении. Кстати, чтобы не возникали очереди у операторов, приём корпоративных клиентов, которые обычно приносят большое количество корреспонденции для отправки, будет перенесён на второй этаж. Нас ожидает много перемен…
Для руководителя всё, что происходит на работе, давно стало самым важным в жизни.
— Мы в коллективе проводим большую часть времени, — рассуждает она, — и все события, трудные или радостные ситуации переживаем вместе, сообща находим ответы на возникающие порой вопросы.
Пожелаем почтовикам удачи.
Ольга ЧИКИЛЬДИНА