…Набережная Нячанга просыпается с первыми лучами солнца. Во Вьетнаме тонкая нить рассвета, быстро переходящая в солнечное утро, приходится на пять утра. Лишь шум теплого моря нарушает тишину и покой на побережье. Но уже через полчаса под кронами вечнозеленых и цветущих деревьев станет многолюдно. Местные жители неспешно делают зарядку, а гости всех мастей спешат к воде. В родном Приморье с четырехчасовой разницей — уже девять, и рабочий день начался. В курортном городке с населением более 200 тысяч человек, стремительно превращающемся в туристическую мекку для россиян, поток мопедов со спешащими на работу и по делам вьтнамцами на главной дороге Чанфу вдоль моря стартует в шесть утра.
Мы были не первыми
Автомобили в нем – редкость, водители двухколесников правила движения — не выше 60 км в час — не нарушают и сигналят редко. Процессу оздоровления, созерцания здешней красоты на морском берегу он не мешает. К девяти здесь останутся старики и завсегдатаи — игроки в азартные игры с неизменными группами поддержки, обязательно делающими копеечные, но ставки, на своих кумиров. Основная часть горожан занята в туристическом бизнесе, и рабочий день для них начинается в семь утра. И все ради гостей, которые уже после восьми либо дружно загорают на море, либо отправляются на экскурсии. И что бы они ни выбрали для себя на новый день, обязательно получат от отдыха удовольствие и массу положительных эмоций. За что и любят Нячанг, да и сам Вьетнам, туристы со всех концов света.
Массово россияне пришли на эти берега, можно сказать, последними. Гораздо раньше нас прелести здешнего отдыха оценили жители других континентов. Курортом Нячанг стал еще во времена императоров. Маленькая рыбацкая деревушка, получившая свое название по имени одной из народностей Вьетнама — тямы (чамы), стала популярной благодаря мягкому климату. Температура воздуха и воды в этом районе почти круглый год одинаково теплая – 26 -37 градусов. Французы, считавшие Вьетнам своей колонией, прочно основались в этих местах. Сегодня один из лучших курортных городов страны – любимое место отдыха туристов США, Европы, Японии, Китая.
Чартерные рейсы из России в аэропорт Камрань, от которого до Нячанга всего полчаса езды, начались три года назад. Сейчас в неделю сюда прилетают – вылетают полторы тысячи российских туристов. В высокий сезон просто не протолкнуться от соотечественников. Здесь есть к чему стремиться, и о чем сожалеть на взлетной полосе.
Гостеприимный, дружелюбный, загадочный Вьетнам, еще не испорченный нами же, как соседний Таиланд, дает возможность прекрасно отдохнуть, почувствовать себя состоятельным человеком, шелестя в кармане миллионами.
Местная валюта – донге. 100 долларов США меняются на 2 миллиона 100 тысяч бумажных купюр. Монет здесь нет. Много это или мало? Все зависит от того, как хотите их потратить. Но ценовая политика в ресторанчиках, кофейнях, придорожных закусочных, популярных KFC и Лютерии ( местный Макдональдс) позволяет поесть недорого и вкусно независимо от интерьера. Фрукты, а их здесь в изобилии, дешевые и самые, пожалуй, вкусные. Это ощущение дает уже сама покупка на рынках, в небольших супермаркетах рядом с гостиницами, двух больших торговых центрах. Продавцы к российским туристам очень доброжелательны – и выбрать помогут, и сдачу дадут честно, и улыбаются открыто.
Вьетнамцы старшего возраста еще помнят времена, когда Камрань была местом дислокации сначала тыловой базы войск США, а в 1979 – 2001 годах крупнейшей советской военно- морской базы за рубежом. Еще свежи воспоминания старожилов о русских военных, участвующих в становлении Народной армии Вьетнама в качестве советников, солдатах, помогавших местным жителям восстанавливать разруху после ухода американских войск из страны. Последняя вьетнамская война тоже коснулась этих мест.
В 2002 году последние русские военные покинули эти края… Бывший военный аэродром стал международным аэропортом с 2004 года, куда приземляются чартерные борты и регулярные внутренние рейсы. Молодое поколение вьетнамцев о тех временах знает от старших и русских встречает дружелюбно. Другое дело, как мы сами себя ведем. Увы, с вьетнамскими миллионами порой не всегда корректно. Пока прощается. Туризм дает работу и доход – а это сегодня в быстро развивающейся стране ценится все выше.
Горный Далат
Вы бывали во французских Альпах? Да, далеко и дорого. Прилетев во Вьетнам, увидеть приметы французского шарма можно гораздо быстрее и дешевле, поднявшись по горному серпантину на высоту почти две тысячи метров над уровнем моря, где просторно раскинулся по склонам город Далат. В разнообразии туристических маршрутов эта точка на карте провинции Кханьхао стоит на первых позициях. Французы начали строить его еще во времена Индокитая, открыв для себя неземную красоту здешних мест и потрясающие возможности горного климата, помноженного на субтропики. Буйство природы вечно цветущих деревьев и кустарников вперемешку с высокими хвойными радуют глаз.
Но самое главное, только здесь воотчию убеждаешься, что самые лучшие сорта кофейных зерен собирают только в горах с их перепадами температур. А кофейные деревья, оказывается, высотой не более 1,2 метра. Их плантации вольно раскинулись по склонам гор. Производство и экспорт кофе сделали первых французских колонизаторов супербогатыми, а казне Парижа обеспечили нескончаемый поток золота. Кофе в Индокитае пили еще с древних времен. Но именно французы принесли в эти места науку выращивать кофе в промышленных масштабах и делать на нем очень большие миллионы.
Сегодня уже предприимчивые вьетнамцы, взяв в аренду у государства участки земли в Далате, выращивают кофе и почти 90% урожая отправляют на экспорт. Во Вьетнаме производство чая не развито — традиционно еще со времен императоров его импортируют из соседнего Китая. А вот поставки кофе на мировой рынок занимали еще в прошлом столетии и занимают сегодня вторую строчку в мировом рейтинге. Самый популярный сорт среди них – зерна «Дикого Лювака», знаменитые тем обстоятельством, что сначала самые вкусные и сочные плоды должна съесть куница, и только потом промытые и обсушенные зерна идут в дело и отправляются на все континенты. Франция лидирует в списке импортеров.
А колонизаторам, подарившим миру и самому Вьетнаму ароматный и очень вкусный вьетнамский кофе, лучшим памятником на века стал город с населением более 250 тысяч человек, старые кварталы которого так напоминают улицы мировой столицы. Далат – город состоятельных людей, занятых в основном в кофейном бизнесе. Здания, построенные французами, бережно сохраняются и охраняются государством. Большой рукотворный пруд в центре города, созданный в середине прошлого века, очищен, набережная вокруг отреставрирована. Новые дома богатых жителей повторяют элементы французской отделки зданий.
Интересно, что местные власти приняли решение снести старые кварталы с домами -пеналами, построенными вьетнамцами сразу после вьетнамской войны. Традиционные для этой страны узкие невзрачные дома не вписываются в устоявшийся архитектурный ансамбль города. На этом месте уже начали разбивать парк в лучших традициях Версаля.
В Далате убеждаешься, насколько велика признательность вьетнамцев бывшим колонизаторам за кофе и каучук, канализацию и воду в домах, прямые мощеные улицы и перекрестки, науку не бросать мусор.
Здесь мусор на улицах — явление редкое. Это в Нячанге хаотично возникающие кучи мусора убирают по ночам, чтобы уже ранним утром кто-то оставил свой пакет на том же месте. А еще — за религию. Французы с буддизмом не боролись. Но благочестивость католиков сделала свое дело — католицизм в современном Вьетнаме исповедуют семь процентов населения страны. Будийские пагоды и храмы превалируют на территории государства, и католики с вьетнамским гражданством — желанные гости в них в любой день.
На лотосе верхом
Туристы всех вероисповеданий – тем более. Зайти в буддийский храм может любой, прикрыв плечи и колени. Прикупив пучок тонких палочек-свечек, приезжие просят у Будды милостей и просят прощения за прегрешения. В Нячанге в программу обзорной экскурсии входит посещение древней пагоды Лонгон, известной своей огромной, 25-метровой каменной статуей Будды, сидящего на вершине холма на цветке лотоса, и древнего храма Понагор, ведущего свою летопись с 13 века. Он знаменит своими башнями.
Лотос — цветок для Вьетнама традиционный. В парках, известных своими цветочными коврами, он занимает лучшие места. Здание в виде хрупкого растения украшает набережную города -курорта. К вечеру, когда спадает жара, на видовую площадку рядом с ним приходят сотни туристов, чтобы полюбоваться панорамой моря и города.
Муниципальный пляж вдоль набережной растянулся на семь километров. Излюбленное место отдыха жителей и гостей. На чистом песке места хватает всем отдыхающим. К вечеру любителей южного загара сменяют группы местных экстремалов, ныряющих в волны и с удовольствием играющих в волейбол. В Нячанге пьющих на улицах и пляжах не встретишь. У местной публики это не принято, а русские отдыхающие, желающие от души повеселиться, отправляются в известный всем туристам ресторан «Парк имени Горького» с русскими борщём, котлетами и картофельным пюре.
Впрочем, далеко от родины хочется попробовать местные блюда. Нячанг дает такую возможность. В городе хорошо развита сеть ресторанов морепродуктов – часть работающего населения занята рыбной ловлей, и потому в них угощают к вечеру продукцией свежайшей.
Но вечернее время идеальное и для того, чтобы послушать шум теплого моря, посидеть и полюбоваться багровыми закатами, сиянием канатной дороги на остров, где расположен аквапарк пятизвездного отеля «Винперл». Его пляжи с белоснежным песком известны во всем мире, а поющие многоцветные фонтаны – настоящее шоу, не повторяющееся ни в одном парке Азии. Канатная дорога на остров Че, где расположена страна чудес, ведет самая длинная канатная дорога, занесенная в Книгу рекордов Гиннеса.
…Южные ночи короткие. И снова утро. Просыпаются отели, растянувшиеся вдоль набережной, начинается новый день, который может подарить новые прекрасные впечатления и отличное настроение. Так что там у нас в программе? Что еще посмотреть? Продолжение следует.
Наталья Вотчал