Завтра, 9 февраля, исполнится 109 лет подвигу экипажа крейсера «Варяг», вступившего в неравный бой с японской эскадрой. Заинтересовавшись этим историческим событием, проработав массу архивных материалов, решил написать статью в «НР» о мужестве и храбрости русских моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
История
Бронепалубный крейсер первого ранга «Варяг» был заложен 10 мая 1899 года в Филадельфии на верфях завода «Вильям Крамп и К» в Америке. Уже 31 октября судостроители произвели спуск на воду будущего крейсера. А второго января 1901 г. на «Варяге» был поднят вымпел, и он вступил в строй Военно-морского флота Российской империи. Командиром был назначен капитан первого ранга В. Бэр (15 мая 1905 г., командуя броненосцем «Ослабля», он погибнет в Цусимском сражении). Водоизмещение крейсера составляло 6500 т, длина 127,9 м, скорость хода достигала 17 узлов, мощность 14158 л. c. На вооружении «Варяг» имел по 12 орудий 152- и 75-миллиметрового калибра, 10 мелких пушек и 6 торпедных аппаратов.
Экипаж корабля насчитывал 550 матросов, кондукторов, унтер-офицеров и 20 офицеров.
Канонерская лодка «Кореец» вошла в строй в 1888 г. Она имела водоизмещение 1334 т, скорость хода 13 узлов. Её вооружение: два 203-, одно 152-, четыре 99-, два 47-, четыре 37-миллиметровых орудия и одна десантная 64-миллиметровая пушка. Экипажем «Корейца», состоявшем из 168 матросов и 11 офицеров, командовал капитан второго ранга Г. Беляев.
Утром 3 мая 1901 г. под гром салюта с Купеческой стенки «Варяг» отдал якорь на большом кронштадтском рейде, завершив более чем 5000-мильный путь. Эффектное зрелище представлял новый крейсер. «Варяг» в ту пору был единственным кораблём, построенным по новой судостроительной программе. И интерес к нему был исключительным. Первым поздравил экипаж корабля с благополучным прибытием главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Макаров. Стоянка крейсера в Кронштадте была недолгой. Возрастание военной угрозы для Российской империи, Китая со стороны Японии, обострение международной обстановки заставило царское правительство принять меры к усилению военно-морских сил на Дальнем Востоке. С Балтики и Чёрного моря сюда переводятся новые корабли.
25 февраля 1902 г. «Варяг» отдал якорь на внешнем рейде Порт-Артура, салютуя флагу начальника эскадры на броненосце «Петропавловск». С волнением вглядывались офицеры и матросы в очертания незнакомого берега. Рейд окружали суровые скалистые отроги, в глубине бухты возвышался маяк, на сигнальной мачте Золотой Горы развевался русский флаг. Здесь, на далёкой от России базе, предстояло нести службу экипажу. Первого марта 1903 г. в командование кораблём вместо В. Бэра вступил капитан первого ранга Всеволод Руднев. Новому командиру было 47 лет. Перед назначением на «Варяг» он служил старшим помощником командира порт-артурского порта.
Военно-политическая обстановка
К концу ХlХ века международная обстановка на Дальнем Востоке характеризовалась усилением борьбы империалистических государств за господство на Тихом океане и раздел Китая. Здесь сталкиваются захватнические устремления США, Англии, Германии, Франции, Японии и царской России. Интенсивное освоение после Крымской войны Приамурья и Приморья значительно укрепило её позиции на Дальнем Востоке.
В 1894 году Япония начала войну против Китая. К этому времени русская эскадра в Тихом океане имела в своём составе крейсеры первого ранга — «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов», «Рында», а также крейсеры второго ранга — «Разбойник», «Крейсер» и «Забияка», другой военный флот. В 1895 г. эскадра Тихого океана была усилена прибывшими из Средиземного моря эскадренным миноносцем «Император Николай Первый», крейсерами первого ранга — «Память Азова», «Владимир Мономах», «Рюрик» и «Дмитрий Донской». Усиление русской Тихоокеанской эскадры подействовало на Японию отрезвляюще. Кроме того, при заключении в апреле 1895 г. Симоносекского договора правительства России, Германии и Франции выступили против ряда требований Японии к Китаю. Японии, не имевшей в тот период превосходства в силах на море, пришлось умерить аппетит и отказаться от своих притязаний на Ляодунский полуостров, на котором расположена крепость Порт-Артур.
Договор с Китаем 1896 г. разрешал России строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги. Через два года царское правительство добивается от Китая аренды сроком на 25 лет южной части Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и ближайшими островами. Порт-Артур, занимающий выгодное стратегическое положение в Жёлтом море, становится военно-морской базой русской Тихоокеанской эскадры.
Другие империалистические страны также стремились усилить свои позиции в Китае. Германия захватила порт Циндао, Франция — Юнань, Англия — Вей-Хай-Вей. Чтобы ускорить военный конфликт между Японией и Россией, Англия в 1902 году заключила с японским правительством договор о взаимопомощи, а США предоставили ему огромный кредит. Этот заем Япония использовала для подготовки своих вооружённых сил к войне, в частности, для усиленного строительства военно-морского флота. Готовилась к войне с Японией и Россия, соотношение сил которой было далеко не в её пользу. Русская армия на Дальнем Востоке насчитывала 98 тысяч человек и 148 орудий, тогда как Япония имела 375 тысяч человек при 1140 орудиях.
16 декабря 1903 г. «Варяг» по приказу начальника эскадры вышел в корейский порт Чемульпо. Командиру крейсера В. Рудневу поручалось организовать надёжную связь между Порт-Артуром и русским посланником в Сеуле А. Павловым, а также собрать сведения о деятельности Японии, готовящейся к оккупации Кореи.
Морской бой
29 декабря 1903 г. «Варяг» вошёл в нейтральный корейский порт Чемульпо. На рейде находились: русские — крейсер «Боярин», канонерка «Гиляк»; английские — крейсеры «Кресси» и «Тэлбот»; итальянский корабль «Эльба»; японский — «Чиода». Первого января 1904 г. «Боярин» и «Гиляк» ушли в Порт-Артур. Через три дня на смену «Гиляку» пришёл «Кореец».
Слухи о разрыве дипломатических отношений между Россией и Японией стали известны Рудневу уже 23 января от командира английского крейсера «Тэлбот» Бейли. С депешами в Порт-Артур решили отправить канонерку «Кореец». А накануне, пытаясь быть незамеченным, ушёл японский корабль «Чиода». 26 января (8 февраля) 1904 г. в 15 час. 15 мин. «Кореец» снялся с якоря и, не пройдя двух миль, встретил в фарватере японскую эскадру, шедшую в двух колоннах. В левой было четыре миноносца, в правой, возглавляемой «Чиодой», четыре крейсера, которые прикрывали три транспорта. Флажным сигналом «Кореец» предупредил «Варяг» о появлении японской эскадры и продолжил путь. Неожиданно «Кореец» был атакован миноносцами, после чего вынужден был вернуться в порт. Вскоре вся японская эскадра вышла на рейд нейтрального порта Чемульпо. К утру с транспортов были переправлены на берег три тысячи японских солдат.
Адмирал Уриу мог поздравить себя с успешным завершением первой половины возложенной на него задачи — войска были высажены беспрепятственно. Теперь, освободившись от транспортов, он мог приступить к выполнению второй половины задачи — уничтожению русских сил в Чемульпо. Выход в море заблокировала эскадра адмирала Уриу.
27 января (9 февраля) 1904 г. Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. По приказу командира пары на крейсере начали разводить уже в десятом часу. Времени для подготовки оставалось мало. Но русские моряки успели сделать многое. Они задраили все люки и горловины, выбросили за борт лишние горючие материалы, проверили исправность противопожарных средств, привели в полную боевую готовность корабль.
Перед выходом из порта на верхней палубе «Варяга» построился по большому сбору весь личный состав. Командир обратился к нему с речью:
— Безусловно, мы идём на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она ни была, — сказал он. — Никаких разговоров о сдаче не может быть — мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте обязанности точно, спокойно, не торопясь, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушите его без огласки, давая мне знать. Пойдём смело в бой!
В 11 час. 20 мин. «Варяг» снялся с якоря и направился к выходу с рейда. За ним следовал «Кореец». Иностранные корабли встретили «Варяг» оркестром. На мостике русского крейсера неподвижно стоял его командир. Капитаны кораблей отдавали честь российским морякам. Все понимали, что предстоит «Варягу». Против него и канонерки были: шесть крейсеров, из которых один — броненосный, восемь миноносцев, имеющих преимущества в скорости хода и артиллерии. Даже один броненосный крейсер «Асама» по количеству артиллерии превосходил оба русских корабля. Достаточно сказать, что только торпедных аппаратов у японцев было в пять раз больше. Кроме того, их эскадра могла свободно маневрировать, в то время как русские корабли шли по узкому выходному фарватеру.
При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Она шла наперерез «Варягу» и «Корейцу». Уриу поднял сигнал, предлагавший сдаться в плен. Руднев не ответил. Тогда в 11 час. 45 мин. с дистанции 50-48 кабельтовых крейсер «Асама» произвёл выстрел из орудия главного калибра. Вслед за ним открыли огонь и остальные. На русских кораблях комендоры стояли наготове у заряженных орудий. Расстояние до врага всё более сокращалось. Вот окутался пороховым дымом правый борт «Варяга», прозвучал первый залп по врагу.
Неравный бой начался. Темп стрельбы с обеих сторон непрерывно нарастал. Море вокруг «Варяга» бурлило от разрывов снарядов. Осколки, со свистом рассекая воздух, ударялись в борта и надстройки. Один снаряд попал в верхний мостик, разрушил дальномерный пост и вызвал пожар в штурманской рубке. Другой, разорвавшись возле третьего орудия, вывел из строя почти всю прислугу. Но оставшиеся в живых комендоры, несмотря на тяжёлые ранения, продолжали стрельбу. Одним из снарядов сбило флаг на корме, но он тут же был водружён на место.
Помня наказ командира, артиллеристы крейсера действовали чётко, спокойно и мастерски поражали неприятельские корабли. Точным огнём они уничтожили кормовой мостик «Асамы», вызвав пожар, вывели из строя артиллерийскую башню. Окутался чёрным дымом второй японский крейсер, затем ещё один. Несколькими меткими залпами был потоплен вышедший в торпедную атаку миноносец противника. Комендоры показывали пример храбрости, мужества и спокойствия, раненые не оставляли своих мест, за исключением тех, кто не мог держаться на ногах.
Число экипажа заметно таяло. Но непоколебим был боевой дух русских моряков. Пример мужества и самообладания показывал сам командир крейсера. Тяжело раненный в голову, он продолжал руководить боем. А когда ординарец доложил ему, что среди команды пронёсся слух, что он убит, Руднев без фуражки, в запачканном кровью мундире выбежал на мостик и крикнул: «Братцы, я жив! Целься вернее по врагу!».
Призыв командира ещё больше воодушевил команду. Палуба крейсера представляла собой исковерканное железо, сплошь залитое кровью. То в одном, то в другом месте возникали пожары, но их быстро тушили моряки под руководством лейтенанта Е. Беренса (после революции он был первым начальником Морского генерального штаба, а затем командующим Морскими силами советской республики).
Видя, что корабль в значительной степени утратил боеспособность, Руднев решил выйти из зоны огня и возвратиться в Чемульпо для исправления повреждений. В момент поворота крейсера снаряд крупного калибра пробил левый борт ниже ватерлинии. Через пробоину в котельное отделение хлынула вода. Она уже подбиралась к топкам котлов. Не растерявшись, кочегары Эраст Жигарев и Иван Журавлёв бросились в водопад холодной воды и задраили горловину люка. Тем самым они предотвратили затопление кочегарки.
— Сильный огонь открыл в это время «Кореец», прикрывая поворот «Варяга». Его восьмидюймовые снаряды наконец-то достигают японцев. На четвёртом корабле в строю вражеских крейсеров вспыхивает пожар, на глазах у всех начинает тонуть миноносец. Постепенно по мере поворота включаются в дуэль ещё не стрелявшие орудия левого борта «Варяга». Всю свою ярость вкладывают комендоры в выстрелы по врагу, чётко и неутомимо действует прислуга подачи. Вслед за «Варягом» меняет курс и «Кореец», описав циркуляцию в противоположную сторону, чтобы не дать японцам возможность вести огонь по сблизившимся кораблям. Ведя огонь из левого восьмидюймового орудия, а затем из кормового шестидюймового, «Кореец» прикрывает отход израненного, но не побеждённого «Варяга».
В 12 час. 45 мин. с подходом к рейду бой прекратился. Он длился час. За это время «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, «Кореец» — 52 (орудия канонерской лодки были слабее, «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту Руднева, огнём «Варяга» был потоплен миноносец и повреждены четыре крейсера противника: «Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива». Японцы потеряли около 30 человек убитыми и без малого 200 ранеными.
Осмотр «Варяга» на рейде Чемульпо показал, что его повреждения быстро исправить невозможно. Крейсер получил пять подводных пробоин, из строя вышло 76% артиллерии, рулевой привод, третье котельное отделение, дальномеры. Хотя действовали все водоотливные средства, корабль медленно погружался в море. На «Варяге» погибли в бою один офицер и 30 матросов, получили ранения и контузии шесть офицеров и 85 матросов, около сотни были легко ранены. На «Корейце» потерь не было.
Продолжить бой крейсер практически уже не мог. Учитывая сложившиеся обстоятельства, Руднев принял единственно правильное решение, единодушно одобренное советом офицеров, — взорвать корабли, чтобы они не попали в руки врага. В 16 час. 05 мин. была взорвана канонерская лодка. Обломки мачт вместе с прожектором врезались в воду у самого борта американского корабля. Опасаясь получить повреждения при взрыве крейсера, командиры стоящих на рейде кораблей просили Руднева не взрывать «Варяг». И командир согласился с ними. В 18 час. 10 мин. крейсер лёг на левый борт, взметнулись вверх безмолвные жерла орудий. Ещё мгновенье и «Варяг» скрылся под водой.
Военные почести в России
После сражения 24 раненых русских моряка находились в Чемульпо, двое из них умерли. Ещё 11 взяли на лечение иностранные корабли. Затем русские экипажи были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не участвовать в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В Одессу на пароходе «Малайя» 19 марта 1904 г. прибыла первая группа — 300 человек, а 6 апреля — остальные моряки.
Радостной и торжественной была встреча в Одессе. Прямо на палубе героям Чемульпо прикрепили на груди Георгиевские кресты, в их честь салютовала батарея в Александровском парке, суда на рейде и в порту подняли флаги расцвечивания. Праздничным ликованием был охвачен весь город.
16 апреля моряки прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами, промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь героев приветствовал император Николай ll. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества отдали морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от императора были вручены именные часы. Каждый член экипажей «Варяга» и «Корейца» был награжден памятной медалью.
Дальнейшая судьба крейсера
В 1905 г. «Варяг» подняли японцы и отремонтировали. С 22 августа 1906 г. в качестве крейсера третьего класса под названием «Сойя» его стали использовать в учебных целях. Более 10 лет провёл он в японском «плену». После долгих переговоров японцы согласились продать несколько бывших русских кораблей России. Среди них был и «Сойя» («Варяг»).
Купленные корабли прибыли во Владивосток 21 марта 1916 г. А через пять дней после освящения были торжественно подняты флаги, гюйсы и вымпелы. «Варяг» включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 корабль ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт. Через три года его перепродали в Германию на слом. В 1925 г. при буксировке корабль попал в шторм и затонул в Ирландском море. Вскоре был взорван. В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые детали. Интересно, что в погружении участвовал внук В. Руднева, проживающий во Франции.
Бой и гибель «Варяга» впечатлили противника. То, что русские моряки поступили по канонам самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях, как пример для подражания. После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В. Руднева орденом Восходящего солнца. 13 июля 2009 г. после переговоров с корейской стороной, длившихся шесть лет, в Россию были привезены реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса», который впоследствии стал кораблём-музеем. Штурвал стал одним из его экспонатов. 11 ноября 2009 г. в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр корейского города Инчхон передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг», который хранился в музее. Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока. Памятники В. Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и других местах страны.
Моряки крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вписали яркую страницу в боевую летопись отечественного военно-морского флота. Большие перемены произошли за это время в нашей стране. Величайшие в истории человечества сражения отгремели на её полях. Но подвиг «Варяга» не забыт. Он живёт в памяти народа, в песнях… Подвиг русских моряков взволновал весь мир, и эти патриотические чувства передал немецкий поэт Рудольф Грейнц в стихотворении, которое уже 8 марта 1904 г. в замечательном переводе Е. Студенской стало известно в России и дало жизнь народной песне «Наверх вы, товарищи…».
Достойную вахту памяти русских героев продолжает нести флагман Тихоокеанского флота — ракетный крейсер «Варяг».
По архивным документам подготовил Шамиль ВАХИТОВ, ветеран труда Приморского СРЗ, ветеран комсомола