Наталья МАКАРОВА: Перемены идут с нарастающей

Для Натальи Владимировны Макаровой число «10» – знаковое. Каждые десять лет в трудовой книжке появлялась новая запись о приеме на работу. С момента последней о назначении начальником Находкинского управления Пенсионного фонда РФ прошло ровно столько же. А кажется, что только вчера это было. Впрочем, при таком напряженнейшем ритме рабочих будней, степени ответственности и бесконечности дел и забот дни и недели не идут, а несутся вскачь. А вместе с ними — и годы. Ну как их остановить? Да никак. И не нужно это делать. Время – категория неосязаемая, но ощущаемая, если остановиться на бегу и подумать, а что за этот промежуток лет произошло, что изменилось, что в плюсе – минусе, что важное и интересное вокруг происходит? Что мы и предложили сделать гостье «НР».

  • Наталья Владимировна, такая махина в государственном устройстве, как Пенсионный фонд, на взгляд со стороны кажется неизменной, где изо дня в день — одно и то же. А если посмотреть на него взглядом специалиста и руководителя?

.… То убедимся, что в фонде за это десятилетие все поменялось кардинально. До 2002 года он занимался сбором страховых взносов и персонифицированным учетом. Пенсии назначались и выплачивались отделами социальной защиты населения. Сейчас нам поручили выполнение всей работы в комплексе – администрирование страховых взносов, назначение и выплата пенсий, ведение персонифицированного учета, участие в государственных проектах и программах, социальные выплаты, хозяйственная деятельность. Я бы сказала так – к нам идут с коляской при рождении до хлопот при погребении. Пенсионный фонд является одним из главных столпов в социальной политике государства, через который федеральное законодательство социальной направленности претворяется в жизнь.

  • Какие критерии его работы вы считаете важнейшими?

.Основополагающим стал страховой принцип пенсионного обеспечения, когда каждый работодатель ответствен за будущий размер пенсий своих работников. Законодатель идет навстречу работодателям в интересах застрахованных лиц, снизив, например, процентное отчисление суммарных страховых взносов в Пенсионный фонд для целого ряда льготников с 34% до 20%. В то же время он ужесточает тарифную политику по страховым взносам, вводит серьезные штрафные санкции для тех, кто не уплачивает взносы, нарушает сроки отчетности. И такие должники в городе есть. Серьезные задолженности, например, у ЖБФ. Это означает, что работники фабрики в будущем не смогут рассчитывать на максимальный размер пенсионных выплат.

Государство в свою очередь участвует в процессе повышения размеров пенсий ежегодными индексациями и перерасчетами. Для многих пенсионеров проведенная валоризация, когда пересчитывались пенсии с учетом трудового стажа до 1991 года, принесла существенную прибавку. Сегодня средний размер трудовой пенсии в Находке – 9 884 рубля. Но и сам работающий должен вносить личный вклад в свои будущие пенсионные накопления. Это позволяет сделать программа государственного софинансирования, стимулируя граждан пополнять пенсионные накопления. За последние годы фонд осуществил целый ряд социальных программ. Важнейшая в этом ряду — «Материнский капитал». Мы взяли на себя дополнительные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны к Дню Победы.

  • Меняется ли вслед за временем организация работы самой службы?

.Перемен очень много. Это введение с июня нынешнего года электронного документооборота с федеральной почтовой службой, что значительно снижает нагрузку на сотрудников и ускоряет процесс выплат пенсий, постоянное обновление программного обеспечения по ведению баз данных страхователей, персонифицированного учета застрахованных лиц, получателей пенсий, социальных выплат.

Фонд стал одним из первых среди государственных учреждений, внедривших новую систему организации предоставления государственных услуг. Мы предлагаем горожанам бесплатное информирование плательщиков и получателей о новшествах законодательства о страховых взносах, социальных программах поддержки населения, прием и регистрацию заявлений граждан об установлении пенсий. Сотрудники клиентской службы стараются обслужить посетителей быстро и качественно. А в перспективе — введение электронной очереди, что обеспечит оперативность и повышение качества обслуживания. Так что в государственной службе добрые перемены идут с нарастающей. И они исключительно в пользу населения.

  • Наталья Владимировна, программа государственного софинансирования пенсий завершается в следующем году. Что можно успеть сделать всем, желающим стать её участниками, сейчас?

.Да, действительно, вступить в программу можно до 1 октября 2013 года. Она рассчитана на десять лет с момента перечисления гражданином первого взноса. В Приморье 63 тыс. граждан уже заключили договоры с Пенсионным фондом. Те, кто сделал это раньше, а программа началась с 2009 года, с 1 июля этого года, выходя на пенсию, смогут получать соответствующие выплаты из средств пенсионных накоплений. Чтобы получить государственную поддержку, нужно до конца года сделать взнос на накопительную часть своей будущей пенсии в сумме от двух до 12 тыс. рублей. Государство удвоит ваш взнос — внесет на лицевой пенсионный счет такую же сумму. Платить можно помесячно или разовым платежом через банк или бухгалтерию своего предприятия. Очень важный момент — участники программы вправе ежегодно получать налоговый вычет в размере 13% от суммы перечисленных дополнительных страховых взносов.

  • С 1 января этого года материнский капитал был проиндексирован. О какой сумме идет теперь речь и как ею приморские семьи распоряжаются?

.Индексация составила 6%, и мамин капитал составляет сейчас 387,6 тыс. рублей. На его выплату в бюджете фонда на нынешний год заложено 162,7 млрд рублей. Наиболее популярным направлением использования этих средств по-прежнему остается погашение ипотечных кредитов. Уже три с половиной тысячи приморских семей полностью или частично погасили жилищные кредиты на общую сумму более одного миллиарда рублей.

Только в прошлом году этой возможностью воспользовались около двух тысяч приморцев. Еще две тысячи семей за счет материнского капитала улучшили жилищные условия без привлечения кредитных средств на сумму 50 млн рублей, 300 семей потратили капитал на обучение детей на сумму 15 млн рублей и 30 жителей направили средства на накопительную часть будущей пенсии. А вот еще интересная статистика. С начала действия программы государственной поддержки семей в крае выдано более 40 тыс. сертификатов на мамин капитал, из них восемь тысяч — в прошлом году. И мы можем только гордиться, что Пенсионный фонд помогает жителям города и края стать чуточку счастливее, решить насущные проблемы, дать детям образование, словом, потратить деньги мамы и малыша так, как этого хочет семья.

  • Наталья Владимировна, с какими вопросами приходят в управление и к его руководителю жители города?

.Их великое множество, но напрямую связанные с пенсионным и социальным обеспечением. У нас отлично организована работа клиентской службы, специалисты которой принимают основной поток посетителей. В мой кабинет приходят тогда, когда проблема требует особого решения. И таких ситуаций, увы, предостаточно. Если вдруг потеряны документы и нет сведений в городских и сельских архивах, если утеряны вместе с ликвидацией предприятия документы, подтверждающие записи в трудовой документ, если начало трудовой деятельности пришлось на военные годы и нет возможности подтвердить работу подростком в колхозе… Десятки «если», ответы на которые мы стараемся найти вместе с заявителями. И возможности фонда сегодня огромные. У нас самая полная база данных о застрахованных лицах. Это огромный плюс в поисках нужной информации.

Ведь за каждым обращением — человек с конкретной трудовой биографией и надеждой в старости получать заработанную пенсию. Наша позиция всегда однозначна — мы на стороне застрахованного лица. И готовы ему помогать. Другое дело, что дорога поиска может тянуться долго и срок назначения пенсии отодвигаться все дальше. Для того чтобы избежать нелучшей ситуации, «испорченных нервов и траты времени», мы всегда рекомендуем прийти в фонд заблаговременно, до срока назначения пенсии, обратиться в судебные органы, если вы не уверены в стабильности вашего положения.

По профессии вы — врач, и первая запись в трудовой — поликлиника №1 на Почтовом переулке. А потом резкий поворот на административную работу. С чем он был связан?

.На медицинской стезе я дошла до главного врача поликлиники и начальника управления здравоохранения городской администрации. И уходила оттуда в Фонд медицинского страхования, который от здравоохранения никак отделять нельзя. А в Пенсионном фонде работа с людьми тоже чем-то схожа с основной профессией. Врач и сотрудник фонда в беседах с посетителями в одной роли — нужно узнать причину проблемы, поставить «диагноз» и помочь человеку. И это обстоятельство в какой-то степени «поддерживает» меня в пенсионной системе. Хочется и, надеюсь, получается быть полезной людям.

  • Наталья Владимировна, накануне юбилейного дня рождения примите от коллектива редакции «НР» самые искренние пожелания здоровья, счастья, благополучия.

 

Беседовала Наталья Рябинина
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.