В полку книг об истории города, авторами которых являются находкинцы, прибавилась ещё одна работа. Она о Героях Социалистического Труда, наших земляках. Авторами-составителями её являются: М. Иванова, М. Романова, Л. Эйсвальд, В. Хевлина, Т. Харченко, Л. Касницкий, З. Максименко. А финансовую помощь в издании книги оказали ООО «УК БАМР», ОАО «НМТП», ОАО «Дальморгидрострой», а также помощник исполнительного директора ОАО «Южморрыбфлот» А. Ошляк.
Каждый из девяти героев-находкинцев, говорится в предисловии, «сделал для Находки невероятно много, и именно здесь они получили признание своего труда». «…Эти люди умели работать по 14-16 часов в сутки, так, как работала в годы Великой Отечественной войны Агния Троянова. Умели опускаться в водолазном снаряжении на дно моря, как это делал Владимир Тыртышный. Умели управлять гигантскими механизмами — портовыми кранами, как Мария Попова, руководить крупными строительными и портовыми управлениями и бригадами, как Иван Прихода, Гурий Крылов, Григорий Маяков, водить пароходы по всему мировому океану, как это делали Октябрь Ломаев, Владимир Крупеня, Спартак Пирогов».
О каждом из этих необыкновенных людей, которые вошли в летопись нашего города и которыми по праву гордимся, «Находкинский рабочий» рассказывал не единожды. И всё же, читая книгу, узнаешь что-то новое. Составители из биографии героев выбрали самое главное, что особо характеризует их. Вот, к примеру, в главе о мастере консервного цеха рыбокомбината «Тафуин» Агнии Трояновой: «В годы войны, — вспоминает Агния Ефимовна, — работали на износ, по две смены выстаивали. Утром бежишь на работу и смотришь на Доску показателей – ночная смена нормы выполнила. Значит, нам надо сделать больше. Как-то решили на собрании до конца войны однодневный заработок отдавать в наш детский дом. Собирали деньги на самолёт «Тафуинец». Выпускали стенгазету с призывом: «Товарищи консервщики! Все силы на оказание помощи Красной Армии! Нашей местью врагу будет сверхплановый выпуск продукции».
«Каждый день – подвиг» — так озаглавлена глава, посвящённая водолазу-универсалу Владимиру Тыртышному, который «20 тысяч часов провёл под водой, спускался на глубину до 120 метров – и в шторм, и в мороз. Взрывал подводные скалы, устанавливал массивы причальных стенок: при норме 2–6 в смену бригада Тыртышного устанавливала их до 15 штук. На счету водолазной станции, созданной В. Тыртышным и его другом В. Титиевским в сентябре 1954 года, – работа в рыбном и торговом портах, в порту Восточном, на нефтебазе и многих других важных объектах».
Те, о ком рассказывает книга, не только трудились на совесть, но и были первыми во всём: Октябрь Ломаев, капитан-директор БАМРа, принял под своё руководство первое модернизированное судно в составе Дальневосточного рыбопромыслового флота – большой морозильный траулер «Ульяновск», на котором впервые была создана и начала работать машина по разделке окуня. Именно на этом БМРТ впервые в стране был достигнут небывалый вылов рыбы…
Наверное, нынешним докерам торгового порта не ведомо, что благодаря рационализаторскому предложению бригадира портовых грузчиков Григорию Маякову здесь был внедрён пакетный метод складирования грузов, а затем и перевозка грузов пакетами на судах. Этот метод был представлен на выставке достижений народного хозяйства СССР.
Авторы-составители использовали материалы книг местных авторов, архивные документы предприятий и организаций, фотографии и документы из фондовых коллекций музейно-выставочного центра, материалы из газет: «Находкинский рабочий», «Владивосток», «Красное Знамя».
Книгу «Находкинцы – Герои Социалистического Труда» стоит прочесть каждому, особо она пригодится молодому поколению, которому надо знать о тех, кто строил Находку, кто сделал всё возможное, чтобы прославить любимый город.
Подготовила Ольга ЧИКИЛЬДИНА