В НАРОДЕ говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Так случилось и в судьбе Владимира Леонтьева.
Он работал слесарем-наладчиком в Находкинском судоремзаводе. Казалось, с этим предприятием связал себя на всю жизнь. Началась перестройка, пошло сокращение штатов, и Леонтьев решил устроиться в АТП водителем автобуса. Не отказали. Направили в учебный комбинат, где новичок получил категорию «Д», а после стажировки ему доверили автобус «Икарус». В то время Приморье закупало их в Венгрии в больших количествах для перевозки пассажиров как на междугородних, так и на городских маршрутах. Несколько лет отработал на одинарном, а потом, получив категорию «Е», пересел на двойной, наречённый в народе «гармошкой». Работать на нём оказалось гораздо тяжелее. Автобусов в то время не хватало, пассажиров в салоне больше, чем достаточно. От такой массы на поворотах «хвосты» машин загибались. Водителю «гармошки» нужно было чувствовать радиус поворота, чтобы при манёвре никого не зацепить. Научился не только сам, но стал учить и других. Вот уже более десяти лет Владимир Леонтьев работает водителем-наставником.
— У водителя автобуса работа тяжёлая, — говорит Владимир Валентинович, — а у наставника — ещё тяжелее. Особенно при нынешнем движении на дорогах, когда за рулём столько неопытных автолюбителей. Да и машин сегодня в городе, наверно, раз в пять больше, чем в 90-е годы. Надо быть внимательным вдвойне, контролировать все движения стажёра, чтобы тот не совершил ДТП. Больше устаёшь психологически. Один стажёр сел и сразу поехал, а другому нужно долго объяснять, тем более когда неместный, не знает города.
Сегодня в АТП 16 водителей-наставников. Трое стажируют на межгороде, остальные — на городских маршрутах. Все они в своё время прошли серьёзный отбор. Прежде чем обучать, опытный водитель должен отработать на пассажирских перевозках не менее пяти лет, не иметь нарушений ПДД и производственной дисциплины, пройти специальный курс обучения при УКК. Если на межгороде с кадрами нормально, то на городских маршрутах, наоборот, водители часто меняются. Одних не устраивает зарплата, хотя даже в первоначальный период она составляет не менее 30 тысяч рублей. Других – режим работы и жёсткие требования, когда надо вставать в четыре утра, работа по скользящему графику, перед выездом на линию нужно пройти строгий контроль. На линии надо быть постоянно в напряжении: за смену приходится делать больше тысячи переключений скоростей. Это только кажется, что водитель сидит на месте да крутит баранку, не кувалдой ведь машет. А к концу смены он чуть ли не падает от усталости. Вот и не держится молодёжь. Приходят новые, их снова надо учить. Каждый должен пройти 120-часовой курс стажировки, при необходимости этот срок могут увеличить в два раза.
За время наставничества Владимир Леонтьев обучил около полусотни человек по полной программе подготовки. Многие из них неплохо ездят, побеждают на краевых соревнованиях по вождению.
— Молодёжь в возрасте от 20 до 30 лет схватывает быстро, — говорит собеседник. — Многие сами потом становятся виртуозами. А у сорокалетних и старше реакция уже не та, да и сообразительность слабее. На межгороде у нас работают и пенсионеры. Одно дело, если они на автобусе всю жизнь, и совсем другое — когда пересели на него с грузовика. Это ведь работа не с грузами, а с людьми.
За более чем двадцатилетний стаж в автотранспортном предприятии Владимиру Леонтьеву за безаварийную работу и высокую производственную дисциплину неоднократно объявлялись благодарности, он награждался почётными грамотами и денежными премиями, получал грамоты от администрации и думы Находки.
Владимир ПАНТЮХОВ