Неожиданная встреча

Владимир Станиславович Янов, член Союза писателей России,  родился (05.1945 г.) в г. Актюбинске Казахской ССР. В 1968 г. окончил Московский геолого-разведочный институт, инженер-геолог. Работал геологоразведчиком в Тетюхинском, Кавалеровском, Ольгинском, Лазовском районах. Открыл месторождения золота и строительных материалов. С 1986 г. публикуется в краевой и городской печати. Написаны и изданы трилогия «Тайна таёжного талисмана» (2004 г.), «Тайна темного треугольника», «Тайна тенистой тропы», «Дорога к морю», «Находкинские рассказы», «Веселый гороскоп», повесть-быль «Сквозь жестокую очередь лет». Дважды  (2007 и 2010 гг.) награжден дипломом «Золотое перо России».

Владимир ЯНОВ

На урок в кабинет русской литературы Петька пришёл раньше всех. Зайдя в пустой класс, он сел за парту, поставил портфель рядом и задумался. На стене прямо перед ним висела репродукция  портрета  Пушкина работы Ореста Кипренского. Щеголеватый молодой Поэт стоял у стены, скрестив руки на груди, и укоризненно смотрел на Петьку.

– Наверное, обижается, что я до сих пор не выучил наизусть письмо Татьяны Онегину, – подумал Петька. –  Оно такое длинное и нескладное.

 В классе было необычайно тихо. Даже осенние мухи не жужжали у окон. У Петьки глаза стали слипаться, голова совсем склонилась к парте, как вдруг дверь в кабинет отворилась, на пороге  появился смуглый человек в длинном сюртуке с густыми бакенбардами на выразительном лице. В правой руке человек держал гусиное перо.  Петька машинально перевёл взгляд с незнакомца на портрет на стене и вздрогнул. Сомнений никаких не было. В класс вошёл сам Александр  Сергеевич  Пушкин.

– Александр  Сергеевич, здравствуйте. А мы как раз сейчас вас проходим, — выпалил Петька.

– Ты чей будешь, отрок? – задумчиво спросил Поэт, опустив взгляд на Петьку.

– Я — Петька  Кудряшкин из 7-А, – радостно сообщил гостю ошалевший от неожиданной встречи  Петька. – Вот клёво, что вы пришли. Все облезут от зависти, когда я им расскажу.

– Что значит «клёво» и почему все должны «облезть», любезный Петя? – спросил Поэт, удивлённо приподняв брови.

– Потому что я с самим Пушкиным «базарил», – разъяснил Петька.

– Уважаемый Петя, разве я с вами в настоящее время «базарю»? — не понял Поэт, —  со мной беседовали очень многие люди, мои друзья. По-твоему  они все должны «облезть», объясни мне,  юный отрок?

– Это в переносном смысле, Александр Сергеевич. Просто кореша мои  полопаются от зависти.

– Что такое «кореша»? И почему они должны лопаться, о, юный Петя?

– Потому что это улетно, Александр  Сергеевич, – удивился  непонятливости гостя Петька.

– Но что такое «улетно», Петя?  – воскликнул великий Поэт.–  Это значит летать?

– Это значит «классно», Александр Сергеевич, – начал было уже раздражаться Петька.

– Ничего не понимаю, – всплеснул руками великий Поэт. – Ты на каком языке говоришь, Петя?

– Понятно,  на русском.

– Да какой же это русский язык, если я его  не понимаю, – развёл руками Поэт.

– Так нынче же двадцать первый век, Александр  Сергеевич, – пояснил Петька. – А вы живёте в девятнадцатом. За двести лет язык стал другим.

– Это неправильно, если язык меняется, мой юный филолог. Язык должен не меняться, а  обогащаться новыми словами и понятиями, оставаясь чистым и ясным. Что же вы сделали с великим и могучим русским языком, если русский  русского понять не может? А читал ли ты мои сказки, Петя Кудряшкин?

– Да, Александр Сергеевич, – замялся Петька. –  Я мультик видел по телеку. Называется «Сказка о царе Салтане».

– Я даже не спрашиваю тебя, что такое «телек» и «мультик», но я понял, что ты не читал моих сказок. А что ты вообще читал  из моих работ?

– Сейчас мы проходим ваш роман в стихах  «Евгений Онегин», – пролепетал покрасневший  Петька.

– Ну и что ты из него понял, столь  юный отрок?

– Нам понимать не надо, Александр Сергеевич. Мы наизусть учим.

– И что же ты выучил, Пётр Кудряшкин?

– Письмо Татьяны Онегину, – нагло соврал,  уставившись в пол, Петька.

– Ну что же, прочти мне это письмо. Я очень гордился им, когда написал. Наши красавицы все поголовно переписывали письмо в свои альбомы по десятку раз. Вся Россия  в любви объяснялась моими словами ещё много – много последующих  лет.

Петька никак не ожидал такого оборота событий. Это письмо он так и не выучил наизусть, когда его задавали на дом. А на литературном вечере Петька смог его прочитать  только с помощью друга Витьки. Сейчас  Петька помнил лишь самое начало этого злосчастного письма. Однако не позориться же перед великим автором. Петька набрал полные лёгкие воздуха и  выпалил, честно глядя в глаза застывшего  в ожидании Поэта:

Я  к вам пишу – чего же боле?
Что я  могу ещё сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

– Но вы, – замялся Петька, пытаясь вспомнить продолжение знаменитого письма. – Но вы… здесь не помню, Александр Сергеевич, –  тихо произнёс он.

Но вы  неважно заучили
Признанье  девичьей души,
И потому вы заслужили
За хвастовство большой хулы.

Пушкин укоризненно посмотрел на Петьку и покачал курчавой головой.

Петьке стало очень стыдно. Сам  Пушкин его отчитал за незнание школьной программы. Но что делать, если не запоминается это длинное и нудное  письмо –  признание  Татьяны в любви.

– Надо больше читать, дорогой друг, –  продолжил великий Поэт. – Меньше спать и больше читать. Не спать, не спать, а читать.

 Пушкин положил гусиное перо на парту,  взял Петьку за плечи и дружески потряс. 

– Не спать, не спать надо,  мой юный друг, а учить уроки.

Образ Поэта стал бледнеть и растворяться в воздухе. И вдруг Петька понял, что не о том совсем  говорил он с поэтом.  В отчаянии он закричал:

– Александр Сергеевич, не стреляйтесь с Дантесом, не надо. Он убьёт вас. А мы вас очень  любим.

 Но Пушкин словно не слышал отчаянные Петькины крики. Он продолжал дружески тормошить Петьку, отчего тот  внезапно проснулся.

Оказывается, Петька самым бесстыдным образом спал  в классе на уроке литературы.  Возле него стояла учительница Марь Иванна, осторожно тормошила его за плечо и приговаривала:

– Дома спать надо, Кудряшкин,  а не на уроке. Ещё кричишь на всю школу.

– Извините, Марь Иванна, – взмолился Петька, ещё не совсем проснувшись. – А где Пушкин?

– В хрестоматии Александр Сергеевич Пушкин. А  тебе от меня  задание — хорошенько повторить письмо Татьяны Онегину.  На следующем вечере будешь его снова читать со сцены. Девочкам очень понравилось, как ты его прочёл в прошлый раз. А это у тебя откуда? – удивилась учительница.

Петька не верил своим глазам. На углу парты лежало гусиное перо, то самое, которое положил перед ним Александр Сергеевич.

– Это гусиное перо, Марь Иванна.   Его Пушкин  забыл.

– Перо действительно гусиное, – подтвердила  учительница. – А ты неисправимый фантазёр, Кудряшкин.

После уроков Петька шёл домой с другом Витькой. В руках он бережно держал гусиное перо с подсохшими чернилами на заточенном кончике.

– Пойдёшь на каток? – спросил его Витька.

– Нет, Витька, весь вечер буду учить  письмо Татьяны.  

– А чего так сразу? Литературный  вечер только  через неделю.

– Понимаешь, Витька, а вдруг сегодня ночью Александр Сергеевич за пером своим гусиным вернётся. А я ему это письмо  как выпалю. То-то он обрадуется.

Витька взглянул на друга,  пожал плечами, покачал головой,  но ничего не сказал.

Запись опубликована в рубрике Юбилей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.