когда отцу за 70, а дочери — первоклашки
Увидев отворяющих калитку незнакомых людей, симпатичные девчонки-погодки стали натягивать на головы вязаные шапочки, хотя полуденное сентябрьское солнце припекало почти по-летнему. Догадались, отчего такая поспешность: не хотели показывать нам остриженные под ноль головы.
Хозяин дома, отец девятилетней Даши и восьмилетней Лиды, выглядел скорее дедушкой – Геннадию Александровичу Сафонову на днях исполнилось 74 года. Будучи в преклонных годах, имея взрослых двух сыновей и дочь, он встретил Татьяну, она родила двух девочек. Когда младшей Лиде было полтора года, жена умерла от заболевания сердца.
— Воспитываю дочерей один как могу, — рассказывает свою горестную историю Геннадий Александрович. – Когда было совсем невмоготу, выручил реабилитационный центр «Альбатрос», два года там девочки прожили, пошли в первый класс. Потом было определил их в школу «Полюс», что на мысе Астафьева, где они могли бы жить как в интернате, но там отказались от них, сказали, что неухоженные… Сейчас дочери посещают школу №7. Справил им одёжку, купил тетрадки и учебники.
Разговор наш, в котором приняла участие и специалист по социальной работе с семьями и детьми Валентина Снегирёва, происходил во дворе дома на улице Лесной. В глаза бросились заросший по пояс травой огород, груды досок и разного хлама, не убираемого, как видно, много лет. В дом хозяин нас не пригласил, пояснив, что порядка там нет, так как сняты старые батареи. Новые он купил, дело осталось за трубами, которые надеется приобрести, как получит пенсию, да специалиста-сантехника найти. Приходится пока потерпеть. Холодновато по ночам, но зато днём ещё тепло.
— А как купаете детей? – невольно вырвался вопрос. На что Геннадий Александрович бодро ответил, что есть тазик, он нагреет воду, а девочки сами моются. Покупает им шампунь, мыло. Надеется построить баню. Чтобы не возникало лишних проблем, остриг их под ноль…
Бюджет семьи складывается из пенсии — 5,5 тысячи рублей, пособия детские – 240 рублей на каждую из девочек и выплаты детям за потерю одного из кормильцев, в общей сумме 6800 рублей. Итого: 12780 рублей, не густо, если учесть, что субсидию на оплату электроэнергии и привозную воду, приобретение топлива оформить фактически невозможно, потому что в доме прописана уйма родственников. Как при нас посчитал хозяин — шесть человек. Это и его сыновья, и родственники умершей жены. На увещевания специалиста по социальной работе выписать всех, кто уже давно здесь не живёт, Геннадий Александрович отмахнулся, мол, не пропадёт и так.
— Привык на себя надеяться, — так ответил он на вопрос: обращался ли за помощью в социальную службу. Помощи ждать как пенсионеру от предприятия, где работал, тоже не приходится. Понемногу трудился в разных организациях, ходил в море, последнее место работы — кочегарка. Да и по натуре, видать, не приучен просить.
— Это действительно так, — подтвердила Валентина Николаевна. – Мы привозим вещи для детей. Помогли собрать их в школу. Помощь, конечно, оказывается. Но этого недостаточно… К сожалению, в воспитании девочек совсем не принимают участие родные Сафоновых. Правда, мать покойной Татьяны забрала к себе двоих ребятишек от её первого брака. Ей предостаточно забот о них, а вот сводные братья и сестра могли бы как-то помочь старику. Но, видимо, считают, что эти проблемы их не касаются. Как и условия проживания пожилого человека и двух малолетних детей в старом, требующем ремонта доме. Впрочем, девочкам необходимы не только тепло и уют, но и, как воздух, общение. Они предоставлены самим себе и были рады, что мы обратили на них внимание. Оказалось, мечтают о кукле, её никогда у них не было. Нет у них учебника по русскому языку, поэтому не всегда делают домашнее задание по этому предмету. Учатся в основном на тройки. Судя по разговору, в этот день они не приняли участие в походе с классом на природу, а вернулись домой, чувствуя себя в коллективе чужими. Известно, какими жестокими могут быть благополучные дети… Нетрудно представить, что может ожидать сестрёнок в недалёком будущем.
Из разговора с престарелым отцом, который настроен довольно оптимистически и считает, что трудности эти временные, он наведёт порядок в доме и всё станет на свои места, стало ясно: Геннадий Александрович не осознаёт, каково приходится его дочерям, что они обделены самым необходимым, им не у кого учиться элементарным вещам, без которых невозможно существовать в окружающем мире. Да, он старается как умеет, чтобы дети были сыты, одеты, но этого явно недостаточно. Спрашиваю, что будет с его дочерьми, если, не дай Бог, с ним что-то случится, ведь возраст у него солидный? В ответ он улыбается, мол, ещё крепок, никакая хворь не возьмёт, не пьёт и не курит. И добавляет, что ему не привыкать преодолевать трудности. А дочерей вырастит. Сам.
ОТ РЕДАКЦИИ. Рассказанная житейская история наводит на многие размышления. Так случилось, что старому человеку приходится воспитывать малолетних дочек, о которых он по-своему заботится. Ноша, хоть и своя, тянет, не по его силам. Временную помощь, судя по разговору с директором реабилитационного центра «Альбатрос» Андреем Чебаковым, готово оказать это учреждение. — Мы можем взять Дашу и Лиду Сафоновых на полгода, если их отец напишет заявление и привезёт все необходимые документы, — заверил Андрей Петрович. Думается, в нашем городе найдутся и сердобольные люди, которые откликнуться и помогут семье чем смогут: вещами, игрушками, книгами… Адрес дома Сафоновых и номер телефона Геннадия Александровича находится в редакции. Звоните по тел. 64-72-46.Ольга ЧИКИЛЬДИНА