Пожалуй, у большинства из нас благодаря телевизионным шоу на темы несчастливо сложившихся детских судеб априори создалось прочное мнение о тех, чья профессиональная обязанность — защищать интересы ребёнка. И оно в основном негативное. Упрёки, нелицеприятные слова в их адрес или из-за того, что не оперативно способствовали изъятию ребёнка из семьи алкоголиков (наркоманов), или, наоборот, добились-таки лишения родительских прав горе-родителей и тем самым обрекли их чад жить в казённом доме… При любом раскладе специалисты отдела опеки и попечительства оказываются в незавидном положении. А ведь легче всего критиковать и обвинять, чем вникать вглубь проблемы.
В минувшем году довелось не единожды обращаться к руководителю территориального отдела опеки и попечительства по Находкинскому городскому округу Татьяне Ярославовне Ткаченко по поводу двух малолетних сестрёнок Сафоновых, престарелый отец которых не справлялся со своими родительскими обязанностями. Никак нельзя было допустить, чтобы дети жили в запущенном доме без пригляда, в совершенно ненормальных санитарных условиях. И сколько усилий, документов потребовалось от специалистов отдела опеки и попечительства, чтобы убедить городской суд ограничить права Геннадия Сафонова. В настоящее время девочки проживают у родной бабушки в Читинской области, которая весной приехала в Находку и забрала их. Связавшись недавно с детьми и их новым опекуном, узнали, что сестрёнки, наконец, обрели родной дом, где о них заботятся и любят.
Более трёх лет возглавляет коллектив территориального отдела опеки и попечительства по Находкинскому городскому округу Татьяна Ткаченко, столько же времени прошло с тех пор, как учреждение было передано под ведомство краевого управления образования и науки. Преобразование позволило увеличить штат, значительно уменьшить сроки прохождения по инстанциям документов, так как начальник отдела вправе принимать решения самостоятельно.
— Татьяна Ярославовна, с годами не сокращается, а только увеличивается число детей, которые остаются без попечения родителей по разным причинам. Ваше учреждение единственное, которое напрямую занимается их выявлением и устройством на воспитание в государственные учреждения и в семьи. Посильна ли ноша отделу, ведь наш округ довольно велик?
— По существующим нормам, проблемами двух тысяч детей от рождения до 18 лет должен заниматься один специалист по охране их прав. По последним данным, на территории округа проживает 32 тысячи детей. Значит, сотрудников отдела должно быть 16, а у нас всего семь ставок. К тому же нет транспорта, поэтому поездки на автобусах в отдалённые точки, к примеру, в села Душкино, Анна, пос. Средний, отнимают немало времени. Большую помощь в выявлении ребят, оставшихся без попечения родных, оказывают нам жители округа, медработники, образовательные учреждения, церковь… Их информация проверяется, и после того, как факт подтверждается, специалистам отдела необходимо установить все нужные данные о ребёнке.
К сожалению, нередко отсутствуют какие-либо документы, а малыш не может назвать даже своё имя. Приходится в спешном порядке делать запросы в различные инстанции, чтобы установить место рождения, родителей… А времени на подготовку пакета документов для определения ребёнка в государственное учреждение даётся всего месяц. Причём, случается, отдельные ведомства отказывают нам в информации, ссылаясь на то, что не обязаны это делать по разным причинам. Идеальный вариант, когда у детей есть родные, к примеру, бабушка. В этом случае нет проблем с установлением документов, да и чаще всего ситуация решается путём установления её опеки над внуком или внучкой.
— Иногда приходится слышать: ребёнок живёт в семье алкоголиков, не обихожен, в школу (сад) не ходит… Мол, куда смотрит отдел опеки и почему не принимает мер?
— Пока горе-мамы и папы не лишены родительских прав, изъять детей у них по законодательству мы не имеем права. Конечно, бывают ситуации, когда малыш находится в опасности, в таком случае составляется акт о немедленном изъятии ребёнка и направляется в прокуратуру. Ребёнок помещается временно в больницу или в реабилитационный центр. А специалисты в короткий срок обязаны подготовить необходимые документы о лишении или ограничении родительских прав матери и отца. Подобные случаи редки, а в других — нередко родителям всё же даётся шанс на исправление.
— В последние годы всё чаще люди решаются на усыновление детей…
— Это, пожалуй, самый приятный момент в нашей работе. Действительно, число тех, кто принял в свою семью чужого ребёнка, растёт. Так, в 2009 г. был усыновлен 31 ребёнок, трое из них – гражданами других стран. В минувшем году обрели мам и пап 22 (из них два – иностранцев), а за последние полгода — семеро (два из них — иностранных граждан).
— Выходит, ощутим спад?
— Нет, просто идёт процесс усыновления, а зачастую первый шаг – установление опеки. Будущим родителям приходится собирать немало нужных бумаг, на это тратится много времени. Кстати, усыновляют наших детишек не только находкинцы, но и приезжают люди их других городов Приморья.
— Татьяна Ярославовна, одна из главных обязанностей специалистов вашего учреждения – проверка условий, в которых проживают опекаемые…
— В находкинском городском округе опека установлена над более 450 детьми, специалисты должны четыре раза в год посещать семьи, составлять акты проверки… Сами понимаете, какова нагрузка, тем более что учреждение не имеет своего транспорта. Вот и выходит, что досконально изучить положение дел просто нет физической возможности. Но были в нашей практике случаи, когда подросткам мы меняли опекунов. Причина чаще всего одна – психологическая несовместимость. Тем более что в возрасте 13-16 лет ребята порой становятся неуправляемыми, опекунам не хватает понимания, терпения… Чаще удаётся убедить ту и другую стороны пересмотреть свои взгляды, найти общий язык. Ребёнок понимает, что на чаше весов — жизнь в семье, домашняя обстановка и казённый дом. Но был случай, когда это не остановило 16-летнюю девочку, решившуюся расстаться с приёмной мамой и настоять на устройстве в детский дом. Наш главный принцип – защищать интересы ребёнка.
В практике приходится сталкиваться с самыми непредвиденными ситуациями. Вот одна из наиболее парадоксальных: бабушка решила отказаться от опеки родного внука, мотивируя тем, что мальчик сложный, у него завышенные требования… Кстати, паренёк учился неплохо в школе да и плохим поведением не отличался. Никакие доводы не повлияли на бабушку, она была непоколебима. Мальчика поместили в детдом, а через какое-то время она появилась в нашем учреждении, решившись взять под опеку чужого ребёнка…
Приходится разбираться и в случаях, когда после развода мама ребёнка не позволяет с ним видится бабушке и дедушке, родителям бывшего супруга. Убеждаем в беседе женщину в том, что её сыну или дочери необходимо общаться с родственниками, для этого надо обговорить конкретно дни и часы встреч. Но приходится признать, что не всегда мама ребёнка внимает нашим доводам…
Случается, когда в гражданском браке родитель после смерти жены остаётся с ребёнком, который официально не является его сыном или дочерью, в свидетельстве о рождении нет записи о нём как отце. Даём согласие на установление отцовства, и затем гражданин оформляет документ в отделе ЗАГСа. Также без проблем возможно установление отцовства умершего родителя, но этот факт устанавливается только в судебном порядке. До 14 лет в нашем учреждении решается вопрос изменения имени ребёнка…
— Татьяна Ярославовна, в настоящее время многие молодые семьи, решаясь улучшить жилищные условия, обращаются в ипотеку, приобретают квартиры. Возможно ли, что права ребёнка на долю в жилье в итоге при оформлении документов ущемляются?
— Чтобы этого не произошло, нашим специалистам надо очень внимательно относиться к документам, фиксирующим согласие на приобретение жилья, необходимо всегда учитывать интересы детей.
— Невозможно в одном интервью затронуть все вопросы, касающиеся многогранной деятельности отдела опеки и попечительства. Но, пожалуй, тех, кому предстоит взять ребёнка в свою семью, особенно волнует, какие факторы учитываются при назначении опекунства.
— При назначении опекуна учитываются его нравственные качества, сложившиеся отношения в семье, условия в доме, способность его выполнять свои обязанности, желание самого ребёнка… Конечно, отказ получают ограниченные в родительских правах, отстранённые от выполнения обязанностей опекунов, больные… На содержание детей, находящихся под опекой, установлена выплата денежных средств. Опекуны должны проживать с подопечным одной семьёй. Исключение из этого правила предусмотрено только, если подросток достиг 16 лет и его желание жить отдельно связано с продолжением образования или работой. Опекун сам решает, стоит ли ребёнку общаться с родственниками или родителями. Главное, чтобы это не противоречило его интересам.
Беседовала Ольга ЧИКИЛЬДИНА