Рождественский пост предшествует празднику Рождества Христова и продолжается сорок дней. Он называется также Филипповым, потому что начинается на следующий день после дня памяти святого апостола Филиппа – 28 ноября. Установлен он для того, чтобы православные очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Сына Божия.
Установление Рождественского поста восходит к древним временам христианства. Первоначально у одних христиан он продолжался семь дней, у других — десять. На соборе 1166 года, состоявшемся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам положили держать пост перед рождением Христа сорок дней.
Святые отцы утверждают, что дары, которые получает человек посредством поста, неисчислимы. Воздержание делает постившегося сильным, решительным и мужественным перед людьми и бесами. Он становится великодушным, кротким, милосердным, послушным истине, любящим правду. Пост — напоминание о греховности, о том, как все мы зависимы от материального мира, от сытости и в этой зависимости перестаем быть рабами Господа. Воздержание помогает душе побеждать страсти, извлекает её из плена всего грубого, чувственного и порочного. Освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному… Пост покоряет тело душе, а душу подчиняет духу.
Все мы делаем в жизни очень много ошибок, о которых потом приходится жалеть и сокрушаться. Но самая страшная — пренебрежение голосом Божьим, так явно и отчетливо звучащим порой в нашем сердце. Голос этот — наша совесть. В результате вырастает самая настоящая стена — между нами и Богом. Мы оказываемся в каком-то мрачном тупике, и выйти из него самостоятельно не всегда получается: слишком много времени проведено в темноте.
В дни поста приходя в храм, человек неожиданно чувствует, как благодать касается его сердца, как сходит с него корка нечувствительности и как пронзает до самой глубины мучительная, но спасительная боль раскаяния. Тогда-то и наступает понимание: как же удалился он на путях своей жизни от Того, Кто эту жизнь ему дал. Вместе с тем открывается дорога возвращения — покаяние, духом которого проникнут пост.
В пост следует отказаться от курения, употребления алкоголя. Хотя спиртное и не является формально скоромным, но в это время рекомендуется от него отказаться за исключением некоторых праздничных дней, когда церковь разрешает употребление вина и елея. Если человек разумно постится, его организм полностью обновляется. Но именно на страстную – самую строгую неделю Рождественского поста приходится гражданский Новый год. Нужно подходить к этому празднику разумно: не обижать близких, которые хотят повеселиться в семейном кругу, и в то же время помнить о посте.
Воздерживаясь от скоромной пищи, следует подумать, не навредит ли пост здоровью. Человек, который сознательно причиняет себе вред, совершает смертный грех. Нельзя браться за то, что не по силам. Неопытные должны приступать к посту постепенно. На послабление получить благословение священника. Церковь разрешает не поститься больным, престарелым, а человеку здоровому кулинарное воздержание идет лишь на пользу.
Посты нисколько не сокращали жизнь, скорее, напротив, продляли: преподобный Симеон Столпник 80 лет простоял на столпе, а прожил 103 года, святой Кириак-отшельник прожил 109 лет, святой Алипий Столпник — 118 лет, Антоний и Феодосий Великие — по 105 лет, Кирилл Белоозерский — 95 лет, Сергий Радонежский — 78 лет. Много ли пищи нужно нашему телу? Пример Святых отцов показывает, что совсем немного. Недаром говорится: «Мало ешь, мало пей — здоров будешь».
Главное на посту – усиленная молитва и покаяние. Без духовного наполнения пост становится всего лишь диетой. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления…»
Василий КАПИТАНЮК,