С мастером художественной ковки Николаем Леконцевым мы познакомились необычным образом. В Находкинской центральной библиотеке объявили о том, что в городе будет проходить фотоконкурс на тему «Жанровый портрет». Я никогда в этом жанре не работал, поэтому призадумался. И вот как-то, шагая по улице Ленинской, увидел у одного дома необычной формы металлическое крыльцо. Пройдя еще два десятка шагов, невольно остановился перед лестницей с изящными металлическими перилами. Сначала подумал, что это литье, но, присмотревшись, понял, что это ручная ковка, причем выполненная с хорошим вкусом. Но кто этот мастер? Вот и сюжет для съемки: кузнец за своей работой в кузнице. В тот же день выяснилось, что автор работает на территории бывшего завода ЖБК, и я поехал туда с фотоаппаратом.
В моем представлении сложилось твердое убеждение, что кузнец — непременно атлетического сложения мужчина, с окладистой бородой и могучим басом. Именно таким был мой отец, проработавший в кузнице более тридцати лет. Да и во всех фильмах людей этой профессии показывают исключительно богатырями. Каково же было мое удивление, когда у наковальни я увидел человека небольшого роста, явно не богатырского сложения, без бороды, да еще и в очках.
Поздоровались, я представился, рассказал о цели визита.
— Да, это я ковал, — подтвердил кузнец. — Моих работ в городе много. Только в районе улицы Ленинской около десяти. Это крылечки, перила, ограждения, решетки, ворота. Работаю по заказам фирм и владельцев коттеджей. Делаю каминные наборы, торшеры, люстры, подсвечники. Моя ковка есть во всех находкинских храмах.
Николай Леконцев оказался человеком разговорчивым, и я не упустил возможности повыведать у него секреты редкой профессии.
Что я знал о кузнечном ремесле? Бывал в детстве в кузне отца. Качал воздух мехом для горна. Стучал молотом по раскаленному пруту. Сделал совместно с отцом несколько скоб, гвоздей и навесов на ворота. Из истории помню, что это ремесло — одно из древнейших на земле, и кузнец был самым необходимым человеком в каждой стране, в любом городе и селе. Греческая мифология сохранила образ бога огня Гефеста. Да и у нас на Руси коваль, так называли людей этой профессии, был уважаемым человеком. Куликовскую битву выиграли кузнецы. Это они вооружили воинов мечами-кладенцами, непробиваемыми кольчугами и щитами, шлемами и латами, копьями и стрелами. Добрая треть несметного татаро-монгольского войска полегла только от стрел. Остальное довершили копья и мечи.
Николай Виссарионович родом с Урала. Рассказывает, что еще в школе любил рисовать, даже брал уроки у художника, и вроде бы неплохо получалось. До службы в армии помогал деревенскому кузнецу, перенял у него любовь к металлу и кое-какой опыт. Ходил в моря мотористом, побывал во многих странах. Увидев в Италии великолепные образцы художественной ковки, окончательно созрел для того, чтобы посвятить себя сложному ремеслу, требующему самых разнообразных навыков и познаний.
— Кузнец должен знать основные свойства и технику обработки металла, — рассказывает Н. Леконцев. — Тут есть свои тонкости. Например, температуру нагрева при ковке и закалке можно определить по цвету каления, температуру отпуска металла — по цвету побежалости. Вид искр при шлифовке заготовки турбинкой дает подсказку о примерном содержании углерода в стали. Для изготовления декоративных изделий важен цвет металла. Для изготовления инструментов надо учитывать теплопроводность. Мало выковать изделие. Его еще надо декоративно отделать. Значит, требуются шлифовка, полировка, окрашивание и соответствующие материалы. Кроме того, металл покрывается защитной пленкой от разрушения. Это называется патинирование и оксидирование.
— Да это же целая наука! — не удерживаюсь от восклицания. — Профессором надо быть, чтобы во всем этом разобраться.
— Это еще не все. Часто приходится делать рельефную насечку, для чего применяется специальный инструмент. Используем также технику скани – наносим на поверхность тонкие кружева из проволоки. Кузнец должен уметь паять. Да и покраска изделия — не такое уж простое дело. Надо знать, чем и как красить. Совершенству в кузнечном деле предела нет. Приобретаю необходимые книги и журналы, изучаю ковку древних и современных мастеров. Но практика впереди всего. И, конечно, чтобы заниматься художественной ковкой, надо обладать воображением.
О том, что Николай Виссарионович не последний в кузнечном деле человек, можно догадаться при непосредственном знакомстве с его работами. Но, наверное, лучше довериться мнению специалистов. В книге «Современная художественная ковка», изданной в Москве в 1994 году, размещены фотографии семидесяти лучших кузнецов России и их работ. Среди них – портрет Леконцева и снимки нескольких его изделий.
«Ничего себе! — думал я, рассматривая книгу. – Город должен знать такого человека по имени, как знает художников Омельченко, Лаханского, Быкова, местных писателей, поэтов и бардов. Как же так? Его высококачественные художественные произведения украшают церкви, магазины, офисы, но никто не знает, что это сделал именно Леконцев. Несправедливо».
Показал мне Николай Виссарионович альбом с цветными фотографиями своих работ, которых в городе не увидишь. Эти изделия находятся у владельцев коттеджей. В журнале отзывов есть запись: «Несомненно, талант от Бога, безошибочный вкус, врожденное чувство прекрасного, ощущение меры и гармонии. Трудолюбие и золотые руки большого мастера — все это позволяет любоваться произведениями Николая Виссарионовича, как творениями настоящего искусства, и гордиться, что прекрасный мастер живет с нами в Находке. Спасибо за украшения нашей повседневной жизни, творческих успехов!». Подпись «Жебелев. 20.06.1997 г.».
Подобных записей на русском, английском, казахском и других языках более сотни в журнале. Заказчики благодарят мастера за светлую душу и золотые руки, которыми он творит свое искусство, желают ему здоровья на долгие годы. Это ли не успех?! Вот только признания пока не хватает.
В заключение перечислю, где и какие работы Николая Леконцева можно увидеть в Находке.
Фасады домов по улице Пограничной, 4 и 8, – входы в парикмахерскую и к нотариусу. Вход в кафе по улице Владивостокской, 2. Крыльцо, ограждение и лестница по Ленинской, 10, 11 и 16. Крыльцо и балкон дома № 10а по улице Луначарского. Крыльцо магазина «Меха» по Находкинскому проспекту, в районе мореходного училища. Лестница в помещение страховой компании на Заводской, 2. Лестница в помещение ЗАГСа. Два крыльца церкви на Пади Ободной. Обивка дверей храма на сопке Тобольской. Ворота и решетка окон Христианской церкви по ул. Кольцевой.Владимир МАРАТКАНОВ, член Союза фотохудожников России