В Восточном порту на рынке морских агентских услуг сегодня работает более 20 компаний. Лидирующие позиции среди них на протяжении многих лет занимает ООО «ВИСС Восточный». Оно обслуживает иностранный флот, заходящий в порт, а также оказывает агентские услуги через своих субагентов в морских портах Находки, Владивостока, Посьета, Ванино, Сахалина и Черноморского побережья. С 1996 года — член Ассоциации российских морских агентств (АРМА).
Одна из главных его задач – защита интересов иностранного судовладельца в российских портах перед такими государственными контролирующими органами, как таможня, пограничная служба, санитарно-карантинные власти, а также службой капитана порта. Компания выступает посредником между судовладельцем и стивидорами, которые занимаются погрузкой-выгрузкой судов, прибывших в порт.
Работа на море – сфера повышенного риска и опасности. Случается, и здесь происходят трагические ситуации, когда травмируются или гибнут моряки. Агентская компания, работающая в круглосуточном режиме, может всегда вызвать скорую, чтобы оказать пострадавшему первую медицинскую помощь. А если необходимо, то и поместить его в больницу на стационарное лечение. Если иностранец гибнет на море, она берёт на себя хлопоты по организации доставки тела погибшего на родину. Неприятная процедура, но… Для каждого из семи агентов компании знание английского языка в пределах темы эксплуатации морского флота, чтобы объясняться с иностранными моряками без переводчика, – обязательное условие. Поэтому принимаются на работу люди, имеющие большой опыт на морских предприятиях или в службах, в частности, старпомы, капитаны и т. д.
Фирменная концепция компании – планирование работы по обслуживанию судов до их подхода в порт, а также во время стоянки здесь и после отхода, экономия драгоценного времени судовладельцев и снижение их портовых затрат.
— Когда судно назначается для перевозки того либо иного груза, первым делом судовладелец выбирает и назначает агента, – рассказывает президент ООО «ВИСС Восточный» Дмитрий ПОДВАЛОВ. – Потом начинается информационная работа с капитаном до подхода и постановки судна к причалу. Именно через нас он получает всю информацию о начале и окончании погрузки-разгрузки. Ведь каждый судовладелец рассчитывает время следования судна в пункт назначения и обратно, стоянки в порту, планирует для него очередной рейс, и, естественно, без веских на то причин оно не должно простаивать лишнее время у причала. У нас в этом направлении наработан достаточно богатый опыт.
В среднем в месяц «ВИСС Восточный» обслуживает 15-20 судов под иностранным флагом, 90 % которых приходится на долю японских предприятий. Также заходит к нам торговый флот Кореи, Китая, Тайваня, Сингапура, Гонконга и даже Ирана. При необходимости агентская компания бункерует их у причала водой и топливом, если, конечно, есть на это согласие портнадзора либо стивидорной компании. Это значительно экономит средства и время судовладельца.
Если нет согласия властей, такие услуги оказываются на рейде. Но там могут возникнуть некоторые трудности, связанные, например, с ухудшением погодных условий и т. д. Поэтому морские власти чаще всего идут навстречу в этом вопросе и судовладельцам, и агентам. Последние должны предусмотреть все нюансы. В частности, если это бункеровка судна топливом, то потребовать от капитана танкера проконтролировать выставление боновых заграждений на случай попадания нефтепродуктов в морскую акваторию, выполнить другие обязательные условия.
— Почти за сорок лет вашей работы на этой ниве изменилась ли тактика и качество обслуживания судов? – интересуюсь у ветерана компании Владимира ПОДВАЛОВА.
— Во времена развитых информационных технологий, компьютерного обеспечения мы можем заниматься обслуживанием флота через Интернет. Тем не менее физическое присутствие представителей контролирующих органов на судне почему-то остаётся по-прежнему обязательным. Несмотря на то что декларации на приход-отход судна составляются в электронном варианте и отправляются в таможню в электронном виде, оригиналы этих документов до сих пор мы обязаны предоставлять исключительно на бумажных носителях. И чем дальше, тем объём рутинной работы только растёт. Соответственно, портовые сборы для судовладельцев поднимаются, а ставки агентского вознаграждения из года в год остаются на прежнем уровне. Кстати, в Японии и Корее эти сборы держаться на одном уровне десятилетиями. Порой кажется, что в советские времена вопросы агентского обслуживания флота решались значительно проще. В условиях жёсткой конкуренции некоторые агенты, чтобы привлечь клиентов, демпингуют, то есть снижают ставки на услуги. Мы не прибегаем к этим мерам никогда, потому что такая тактика негативно отражается не только на доходности компании, но и местном и краевом бюджетах. Всегда стараемся держать высокий профессиональный уровень и быть дипломатами, – утверждает собеседник.
Ещё один вопрос, который беспокоит морских агентов, – неустойчивость валюты. Иностранцы рассчитываются с компанией за услуги исключительно долларами. Чтобы заплатить портовые сборы, выдать коллективу зарплату, погасить налоги и сделать другие необходимые платежи, нужно продать их и приобрести рубли. По словам Владимира Васильевича, каждую неделю, уже как закономерность, к пятнице курс доллара на Московской валютной бирже поднимается, а к понедельнику снова падает. Успеть совершить выгодную для продавца сделку в это короткое время обычно не получается. И что в итоге? Последний раз доллар упал на 54 копейки, в результате чего только на обслуживании одного иностранного судна ООО «ВИСС Восточный» потерял примерно 50 тысяч рублей
— Такова проза жизни. Но вернёмся к празднику. День моряка – один из основных и любимых нами, – подытоживает разговор Дмитрий Владимирович. – В штате – 14 человек, семь из них – агенты. Конечно, будет праздничный приказ и денежные премии, традиционный корпоративный выезд вместе с семьями на базу отдыха под сопкой Сестра либо просто на берег моря, спортивные игры на приз в волейбол, футбол, различные конкурсы, чтобы интересно было не только взрослым, но и детям.
Искренне поздравляю с профессиональным праздником сотрудников компании ООО «ВИСС Восточный», всех моряков и портовиков Находкинского округа. Семь футов под килем и попутного ветра! Крепкого здоровья, счастья, процветания и удачи в бизнесе, любви и благополучия в семьях!