От Находки до Читы

Мысль поехать в Забайкалье на машине возникла уже давно. Но все равно как-то не верилось, что она осуществится. Проехать все Приморье с юга на север, пересечь Хабаровский край, Еврейскую автономную и Амурскую области и доехать до Читы — это казалось таким грандиозным планом. И вот мы едем, а впереди 3000 км дороги и масса впечатлений.

Погода, конечно, подвела: лил дождь, поэтому первый день пути оказался слишком долгим. Короткая остановка в Хабаровске — и снова двинулись дальше. Второй день тоже выдался пасмурным, временами шел дождь. По Еврейской автономии ехали, в принципе, быстро. Дорога местами оставляла желать лучшего, особенно в районе населенного пункта Лондоко — настоящие морские волны, не разгонишься. Тормозили движение и участки реконструкции, которые нередко встречались по трассе. В Приморье, перед и за Уссурийском, довольно протяженные отрезки, в Еврейской АО — один, в Амурской тоже один участок, но очень большой и выматывающий. Самым лучшим оказался отрезок трассы М-58 по Амурской области. Дорога прямая, без крутых поворотов, хорошо просматриваемая. Когда поднимаешься на вершину холма, то все видно, как на ладони, километров на пять-семь вперед.

Трасса не особо оживленная. Встречались только большегрузы, фуры да редкие перегонщики: времена, когда машины перегоняли одну за другой, прошли. Правда, на обратном пути автомобилевозы попадались чаще, везли в основном корейские машины. Конечно, с вводом трассы М-58 в строй стало намного проще добраться до Читы не только на поезде, но и на машине. Но если по трассе пойдет большой поток автотранспорта, то она просто не выдержит этой нагрузки. Практически на всей протяженности эта дорога представляет собой двухполоску. Состояние дорожного полотна в некоторых местах тоже оставляет желать лучшего. Вроде бы и асфальтовое покрытие сделано не так давно, но плохие участки — не исключение. Еще один минус — очень мало придорожных кафе, а особенно – гостиниц. Поэтому, когда подошло время остановиться заночевать, нам пришлось это сделать на заправке НК «Альянс» у населенного пункта Желтоярово. Конечно, ни о каком отдыхе в машине и речи не шло. Рано утром двинулись в путь, твердо решив, что если придется еще раз искать ночлег, то это будет гостиница. Приходилось часто меняться за рулем: сказывалось недосыпание. Доехали до Невера — это недалеко от Сковородино, где расположены заправка, неплохие кафе и гостиница. На обратном пути решили остановиться именно здесь, так как находятся они практически на середине трассы Чита — Хабаровск. Амурская область запомнится бескрайними равнинами. Представьте картину: куда хватает взгляда – везде безбрежная, до горизонта ширь. И вот, наконец, долгожданный момент — мы пересекли границу Сибирского федерального округа, въехав в Забайкальский край.

Природа здесь совершенно другая. Нет наших раскидистых дубов, непроходимых зарослей. По обе стороны дороги — белоствольные березы, величавые сосны, пушистые лиственницы. И удручающая картина, которую видишь на протяжении всей трассы (разве что только не в Приморье), — огромные участки сгоревшего леса. Проезжая по этим пепелищам, становилось горестно от мысли, что мы так варварски относимся к такой красоте.

За 500 км до Читы, недалеко от населенного пункта Сбега, мы решили заночевать. В кафе-гостинице «Багульник» нас ждало приятное знакомство. Во дворе какой-то байкер-путешественник ремонтировал свой мотоцикл. Подойдя к нам, спросил на ломаном русском языке, который час по местному времени. Муж поинтересовался, говорит ли он по-английски? Оказалось, что он с острова Хонсю, моряк, зовут Кио. Побывал на Сахалине, сейчас едет на Байкал, потом — в Монголию, затем опять на Байкал, а дальше в Москву и Европу. Общаться с ним было легко и очень приятно.

Кио оказался открытым и жизнерадостным человеком. Такой вот парадокс: японцы — на родине закрытые люди, но на наших широких просторах поддаются этой самой широте души русской и открываются, как дети. Кио очень хорошо отзывался о русском гостеприимстве, говорил, что ему очень нравится наша еда, просил совета, что нужно еще попробовать (при этом открыл книжку с названием блюд и отметил маркером). При упоминании о квасе он вспомнил, что уже слышал о таком напитке, как и о пельменях, узнал он и об окрошке. Муж порекомендовал свой любимый рассольник и сырники.

Видели бы вы, как он ел сало, взятое нами в дорогу! Сначала было удивление, а потом весь восторг выразился на лице. И все это было так искренне. Одно огорчило нашего нового знакомого — дороги без асфальта. «No асфальт!», — и, рассмеявшись, изобразил, как он ехал по такой дороге, из-за чего и повредил свой мотоцикл. Мы же, в свою очередь, сделали комплимент японским машинам. Кио не скрывал, что ему это приятно слышать. Расставаясь, мы сфотографировались на память, пожелали друг другу удачи в пути и хорошей, ровной дороги.

Последний отрезок пролегал по хребтам. Амазарский, Шилкинский, Алеурский, Талачинский, Даурский, хребет Черского. Наш Американский перевал даже не сравнить с ними. В Забайкалье они выше, протяженнее и потрясающе красивы! Мы посмотрели по карте и выяснили, что высота этих хребтов вдоль трассы составляет тысячу с лишним метров. По хребтам гуляют грозовые тучи, именно такая нас и застала на Талачинском хребте. Представьте: вы догоняете такую тучу на машине, она вас просто накрывает сильнейшим ливнем, а потом еще и градом обсыплет. Пережив весь этот кошмар природы, спустившись вниз, вы встретите жаркое забайкальское солнце.

А где же знаменитые забайкальские степи? Этим вопросом дети меня замучили. И вот перед Чернышевском начались бескрайние степные просторы. Совершенно другая природа. На меня сразу нахлынули воспоминания: своеобразный и такой забавный забайкальский говор (этот язык мне знаком с детства, и сейчас, когда в гости приезжает племянник, с удовольствием слушаю, как он говорит), особый запах степи, особенно чабреца, где трава кажется такой мягкой, что так и хочется в нее упасть, а на самом деле она колючая. Мы вышли сфотографироваться на фоне пасущегося табуна лошадей, и моя дочь очень осторожно и тихонько ступала по траве. «Очень колется», — сказала она.

К слову, пока мы ехали по Приморью, по Амурской области, по нашему разнотравью выше колена, мы не встретили практически ни одного стада, табуна. А по скудной (по сравнению с нашей растительностью) забайкальской степи пасется огромное количество коров, лошадей, правда, бараны встречаются редко. Как нам потом объяснили, в перестроечные годы эта отрасль животноводства была разрушена, сейчас стала понемногу восстанавливаться.

Чита — столица Забайкальского края, конечный пункт нашего путешествия. Город, в истории которого огромную роль сыграли декабристы. В знаменитой церкви Михаила Архангела, построенной в 1776 г., венчались декабрист Иван Анненков и Полина Гебль, а также декабрист Дмитрий Завалишин (впоследствии принимал непосредственное участие в жизни города и его архитектурной планировке) и Аполлинария Смольянинова. У стен церкви расположены могилы дочери Волконских Софии и той самой Аполлинарии Завалишиной. С 1985 года здесь расположен музей декабристов, в котором ежегодно проходят декабрьские вечера, театральные встречи, выставки, в которых принимают непосредственное участие школьники и студенты местных учебных заведений. Очень отрадно, что молодое поколение живо интересуется историей декабристов, особенно сегодня. Хочется надеяться, что время без «героя нашего времени» прошло.

В Чите сохранилось немало памятников архитектуры. Это — здание почты и телеграфа, построенное в 1893 г., в нем и сейчас расположено почтовое отделение; особняк Полутова, который просто украшает город; знаменитый московский тракт, по которому шли на каторгу заключенные; не менее знаменитый Шумовский дворец, которым владели купцы-золотари братья Шумовы; первая женская гимназия, в которой сейчас расположен Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. На самой высокой точке города — Титовской сопке, стоит еще один памятник — часовня Александра Невского. В Чите выходит газета «Забайкальский рабочий», она старше «НР» на 40 лет, издается с 1905 года.

С 2008 года Читинская область, объединившись с Агинским бурятским автономным округом, преобразовалась в Забайкальский край. Поэтому бурятская культура здесь достаточно широко распространена. В 2010 году был открыт Читинский дацан — буддийский храм, в котором проводятся службы – хуралы. Это очень красивый комплекс со львами-хранителями и молитвенными барабанами, запоминается жертвенный сосуд-курильня. Еще одна местная достопримечательность – бурятское национальное блюдо позы, традиционное их название – буузы. У нас они называются манты. Закажешь четыре или пять поз – и ты наелся. В городе позные встречаются чуть ли не на каждом шагу, самая знаменитая, куда нас во-зили, «Яблонька», находится за городом. Там можно отведать позы в традиционной бурятской юрте или в обычных для современного человека условиях.

На территории Забайкальского края встречаются почти все основные типы минеральных, холодных, углекислых и термальных вод России. В крае около 10 курортов и санаториев. Забайкалье всегда славилось превосходными минеральными источниками и лечебными грязями таких курортов, как «Дарасун» — один из крупнейших низкогорных бальнеологических курортов Сибири и Дальнего Востока, «Кука», «Шиванда», «Ямаровка». Основные показания для лечения — заболевания системы кровообращения, органов пищеварения, нервной системы, почек и мочевыводящих путей, мочеполовой системы, костно-мышечной системы, болезни кожи, гинекологические болезни, нарушения обмена веществ и многие другие. Мы побывали на источнике вблизи курорта «Молоковка», который расположен в 14 км от Читы. Курорт располагает поистине уникальными лечебными факторами: радоново-углекислые воды, углекисло-радоновые воды и лечебные грязи с озера Удан. В крае широко развито промышленное производство всех этих целебных вод: «Кука-7», «Кука курортная», «Акша», «Ямаровка» и много других.

Примерно в 35 км от Читы расположен знаменитый Яблоновый хребет, вернее, знаменита одна из его вершин – гора Палласа, или Водораздельная — уникальное в мире место. Со склонов этой горы начинается сток сразу в три крупные реки Азии: Енисей, Лену и Амур. Оказавшись на вершине Водораздельной горы, можно видеть начало всех этих трёх рек.

Еще одна достопримечательность Читы — Читинская малая забайкальская железная дорога. А интересна она тем, что здесь весь персонал — дети. Они приезжают со всего края, а также и из других районов страны, чтобы учиться здесь. Скоро введут в строй новые учебные корпуса. Мы с удовольствием прокатились в голубом вагоне нового электропоезда, ребята там выполняют роль и машиниста (правда, под внимательным руководством взрослого машиниста), и проводников, и контролеров. На станциях объявляют время отправления поезда. Все это произвело такое хорошее впечатление!

Многого, конечно, не удалось увидеть и посетить за наше короткое путешествие. Но мы обещали вернуться. И обязательно это сделаем, потому что в Забайкалье можно влюбиться с первого взгляда, что и произошло с моей семьей.

Марина КЛЮЕВА, фото автора
На снимках: музей декабристов; за 480 км до Читы — встреча с байкером-путешественником из Японии; позная «Яблонька
Запись опубликована в рубрике Мир путешествий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.