В городе работает с десяток малых предприятий по разделке древесины на пиломатериалы. Одно из них возглавляет индивидуальный предприниматель Галина АЧКАСОВА.
Производство образовано в середине 90-х её супругом Геннадием АЧКАСОВЫМ на базе находкинской компании Дальмормонтаж. В 1999 году решением администрации предприятия лесопилку отправили на вольные хлеба. В наследство первому руководителю достались две пилорамы, небольшой деревообрабатывающий цех со станками отечественного производства да территория в восемь гектаров на мысе Шефнера. Как и прежде, занимались распиловкой кругляка, в основном хвойных пород, выпускали доски и брус разной толщины. Пилорамы хоть и старенькие, но с хорошими возможностями — могут пропускать через себя брёвна диаметром до 60 сантиметров. Чтобы выжить, нужно было расширять номенклатуру выпускаемой продукции и снижать её себестоимость.
В то время по стране прошла волна приватизации. Многие крупные предприятия стали избавляться от деревообрабатывающих цехов и распродавать технологическое оборудование. Геннадий АЧКАСОВ вместе со своим партнёром, индивидуальным предпринимателем Виктором САФРОНОВЫМ, воспользовался этой возможностью. По бросовым ценам прикупили они несколько станков, благодаря чему на первом этаже пилорамы появился столярный цех. Нашли хорошего специалиста и в дополнение ко всему стали изготавливать товары народного потребления — детские кроватки, табуретки, двери и другую продукцию из дерева. Думая о перспективе, Геннадий Алексеевич разрабатывал новые проекты развития производства, вынашивал идею глубокой переработки древесины. Но год назад он внезапно умер, оставив своё детище Галине Фёдоровне.
— Впадать в глубокие отчаяния было некогда, — рассказывает Галина АЧКАСОВА. — Дети работают, возможности продолжить дело отца у них не было, а у меня, пенсионерки, выбора не оставалось. Практически всю жизнь отработала на Находкинском судоремзаводе в отделе главного технолога. Знаю экономику производства, занималась калькуляцией деревообрабатывающего цеха, поэтому особого страха перед новым делом не было. Кругляк, как и прежде, нам поставляет Виктор САФРОНОВ, он же занимается реализацией готовой продукции и отходов производства на площадке по улице Угольной, 59. В среднем в месяц перерабатываем порядка 250 кубометров древесины и изготавливаем 180-200 кубометров пиломатериала — обрезная и необрезная доска «тройка», «пятёрка», «четвёрка», разных размеров брус, на дрова населению продаём горбыль и «лапшу». Выпускаем 10-12 наименований продукции. Работает станок по изготовлению строительной рейки (вагонки). Столярный цех по некоторым причинам заморожен ещё три года назад. Пилорама работает два-три дня в неделю и загружена всего наполовину. При хорошем спросе могли бы выпускать до 600-800 кубометров пиломатериала в месяц.
На производстве занято около десяти человек, часть из которых — пенсионеры, иные приезжают на работу из Партизанского района. Самые опытные трудятся под первым номером, выполняя ответственные операции. Для вторых номеров тоже необходимо знание технологического процесса, третьи — обычные рабочие. Забот хватает всем. Заглядывая вперёд, Геннадий АЧКАСОВ в своё время приобрёл для технологического оборудования немало запасных частей. Не будь такого «золотого запаса», коллективу пришлось бы трудновато. Ведь подобного оборудования уже давно не выпускают в России, запчастей к нему не найдёшь. Да и где разместить заказ на их изготовление? Специалистов по ремонту нет, всё приходится делать самим. Многие из сотрудников лесопилки владеют сразу несколькими смежными специальностями и при необходимости легко подменяют друг друга. Зарплата у них хоть и невысокая, но всегда выдаётся вовремя. Галина Фёдоровна отмечает весомый вклад бригадира Петра УСАТЮКА, рабочих Михаила ЧИРКОВА, Сергея КОНДРАКОВА, Романа ЖЕЛЕЗКОВА, Дмитрия ГОЛОСОВА и Александра ТИМОФЕЕВА. Они составляют костяк предприятия.
Крепкий тандем
Индивидуальный предприниматель Виктор САФРОНОВ закупает пиловочник у арендаторов лесных угодий из Сергеевки и привозит на пилораму своими КАМАЗами.
— Многие подумают, что этот бизнес приносит огромные доходы, — говорит Виктор Васильевич, — но это далеко не так. На налоги да, как говорится, хлеб с маслом хватает, и не более. Отпускная цена кругляка на корню значительно поднялась ещё два года назад. К примеру, ёлку на делянах закупаем в зависимости от сортности. А реализуем пиломатериал по цене от трёх до восьми тысяч рублей за кубометр. Это не только деловая древесина, но также выбракованная и нестандартная. Цену на лес уже давно диктует не покупатель, а арендатор. Всё это сказывается на уровне рентабельности нашего совместного производства. Сегодня она составляет не более 10-12 процентов. О каком развитии предприятия или углубленной переработке древесины можно вести речь, когда оборотных средств катастрофически не хватает? Брать кредиты для приобретения технологического оборудования нецелесообразно — ставки любого из банков составляют не менее 14-16 %. Это очень много.
Именно по этой причине предприниматели не могут шагать дальше. Например, не найдя применения опилкам, по-прежнему раздают их бесплатно. Конечно, население и фермеры охотно разбирают их для дачных участков, огородов. На разные нужды приобретают их ООО «Зелёное хозяйство» и ОАО «Михайловский бройлер». А по-хорошему на этих отходах можно делать деньги. На рынке предлагаются интересные импортные линии по прессовке опилок в гранулы, которыми можно отапливать мини-котельные и индивидуальные дома. Но такое оборудование стоит от 10 до 12 миллионов рублей. Собственных средств у производителей на это нет.
В Арсеньеве на заводе «Прогресс» по конверсии уже начали выпускать деревообрабатывающие станки, но и они производителям не по карману. Также появились современные пилорамы с более тонким лезвием, которые оставляют меньше опилок и делают более качественную продукцию. Однако ни один из банков не предоставит кредит на выгодных для переработчика условиях. Государству почему-то выгоднее пустить иностранцев на территорию России со своим оборудованием, чтобы они занимались разделкой нашей древесины, нежели создавать собственное производство и развивать отечественную лесную перерабатывающую промышленность. Наглядный пример — Фроловка Партизанского района, где китайцы установили собственную линию и выпускают из нашего пиловочника фанеру. Парадокс.
— Сегодня многие строительные компании уже начинают отказываться от синтетических отделочных материалов и применяют продукцию из натурального дерева. Почему тогда не растёт спрос на пиломатериалы? — интересуюсь у Виктора САФРОНОВА.
— С одной стороны, потому что наш бизнес сезонный, — уверен собеседник. — С другой — на строительном рынке всё большую нишу занимают новейшие технологии возведения жилых и производственных зданий и сооружений. Наравне с деревянными строятся каркасные дома, а также из пено-, шлако- и газобетонных блоков — более долговечных материалов. Применяется много металлоконструкций, которые заменяют деревянные перекрытия. Меньше стала пользоваться спросом вагонка, на смену которой пришёл сайдинг, оконные блоки всё больше заменяют пластиковые окна, половую доску вытесняет ламинат и т. д.
Производством в нашей стране всегда было тяжело заниматься, хотя государство предоставляет льготы по налогообложению. Тем не менее рук не опускаем. Вместе с Галиной Фёдоровной АЧКАСОВОЙ продолжаем выпускать пиломатериалы и товары народного потребления – универсальные скамейки-столики для беседок, лавки, стулья, срубы для колодцев, деревянные туалеты для дач и домов частного сектора, будки для собак и пр. Цены на эти изделия средние по рынку, а география сбыта постоянно ширится. Сегодня имеем дело уже не только с находкинскими потребителями, но из Шкотово и Владивостока.
В преддверии профессионального праздника хочется пожелать предпринимателям выжить в этих нелёгких экономических условиях, сохранить коллектив и постепенно выходить на уровень глубокой переработки древесины.
Владимир ПАНТЮХОВ