Память о нём жива

За два года до начала Великой Отечественной войны Алексея Трушко призвали на срочную службу в стрелковый полк, базировавшийся в селе Раздольное. Определили в роту пулемётчиков.

22 июня 1941 года, когда солдаты разгружали вагоны с продовольствием, поступил приказ командира срочно собраться в красном уголке. Там они узнали о начале войны. Через месяц стрелковый полк уже находился под Ленинградом, а когда немцы стали продвигаться к Москве, его перебросили в район Ярцево-Сумичи.

«Враг был хорошо вооружён и значительно превосходил в силе. После тяжёлых боёв эти города пришлось оставить. Семьдесят человек, в том числе и я, попали в окружение. Несколько раз пытались прорваться к своим, но ничего не получилось. Тогда командир принял решение разбиться на мелкие группы и постараться любой ценой вырваться из вражеского кольца», — писал в своём дневнике Алексей Денисович.

Группа, в которой был Алексей Трушко, вышла к небольшой деревушке, но та оказалась занята немецкими войсками. Долго плутали по лесу, пока не встретили партизан. Командир отряда предложил воевать в подполье, но солдаты решили пробиваться в свой полк. В лесной глуши их учуяли немецкие собаки. Чудом удалось уйти от врага. Помог местный житель. Дед вывел их к болоту и, указав на тропку, предупредил, что кроме этой узкой дорожки, всё пространство простреливается. Голодные, мокрые, уставшие, они всё-таки вырвались из адского круга. Так, из семидесяти окруженцев осталось двое — Алексей Трушко и Федор Ледяев.

Впервые за много дней солдат накормили досыта и после изнурительных допросов направили в Наро-Фоминск на формирование 50-й стрелковой дивизии. В её составе Трушко участвовал в боях за столицу на Можайском направлении. С июля 1942 года Верховное главнокомандование усиливало Сталинградское направление за счёт стратегических резервов, в августе туда направили пятнадцать стрелковых дивизий и три танковых корпуса. В задачу 50-й входило перерезать путь немцам к городу.

Алексей Трушко прошёл с боями Молдавию, форсировал Днестр. В этих местах похоронил фронтового товарища Фёдора Ледяева. Воевал на Украине, в Польше, Германии. Весть о долгожданной победе получил в Чехословакии, где служил до 12 мая 1945 года.

В родной посёлок Тафуин (Южно-Морской) солдат вернулся весной 1946 года: участвовал в уничтожении бандформирований на Украине.

Послевоенный стаж Алексея Трушко — 46 лет. В трудовой книжке одна запись: «Принят на работу слесарем консервного цеха рыбокомбината «Тафуин» (Южморрыбфлот)». Алексей Денисович до тонкостей знал работу всех механизмов любого технологического процесса. Подготовил десятки специалистов — слесарей высшего разряда. За плодотворный труд получил множество благодарностей и поощрений, в том числе медаль «За трудовую доблесть», звание «Ветеран труда».

Только раз в году, 9 Мая, на груди Алексея Денисовича Трушко сверкали боевые награды — медали «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и юбилейные. Старый солдат похоронен в родном посёлке Южно-Морской, но память о нём живёт. Родные бережно хранят его снимки, записи, награды. Почтить память ветерана в праздники и памятные дни на его могилу приходят школьники.

Тамара Иванова
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.