— Битва под Сталинградом вошла в моё сердце так, как ни одно другое сражение, — вспоминает о тех страшных днях Виктор Андреевич Лямин.
После окончания Чугуевского танкового училища на Украине Виктор был направлен в учебный батальон Сталинграда. Здесь тракторный завод в срочном порядке перепрофилировали на выпуск танков Т-34 и начали обучать рабочих, бойцов из воинских частей управлению новыми машинами. В их числе оказался и Лямин. Он занимался испытанием танков. Шёл февраль 1942 г.
— Никто из нас не предполагал тогда, что враг вот-вот может оказаться у стен Сталинграда, — рассказывает Виктор Андреевич. — Все предприятия города работали на полную мощность. Танки Т-34, обладая большим маневрированием и скоростью, прямо с заводского конвейера уходили на передовую. Все знали, что враг рвётся на восток, но весть о том, что фашисты у ворот Сталинграда ошеломила всех. В срочном порядке начали готовиться к бою. В каждом цехе были сформированы истребительные отряды. И в шесть часов вечера в районе посёлка Рынок (в четырёх километрах от города) мы вступили в бой с отрядом немецкой армии. Противника удалось отбить, он отступил в Октябрьский район, где шли бои с регулярными частями Советской армии. Передышка позволила нам хорошо укрепиться и занять оборону. Помогали ополченцы, они рыли окопы и строили укрепления. Враг отчаянно рвался к Волге. Рано утром 22 танка со свастикой и несколько бронемашин двинулись на нас. Силы были неравны, но атаку удалось отбить. Потеряв девять танков, враги отошли. Они не ожидали такого сопротивления. В небе появилась авиация противника. Ежедневно вылетало по 50-60 самолётов. Земля сотрясалась от бомбовых взрывов. В первые дни начала Сталинградской битвы были выведены из строя электростанция, нефтебаза, элеватор и другие жизненно важные объекты. Город подвергся сильному разрушению. Первый бой с немецкими агрессорами приняли на себя мы, заводчане, — вспоминает старый солдат.
…70 лет прошло с тех пор, стёрлись в памяти Виктора Андреевича какие-то даты, фамилии, но он не в силах забыть о боях в Сталинграде, сокрушается о потере боевых товарищей и мирного населения.
…В октябре был сформирован отряд из девяти танков, задача которого была охранять пятачок не берегу Волги в северном направлении от Мамаева кургана. В этом месте реки под покровом ночи бесшумно переправляли раненых, принимали пополнение, оружие и снаряды. Переправа постоянно обстреливалась. 19 октября 1942 г. немцы пошли в очередное наступление. В эту ночь подошла к берегу баржа с горючим. С транспортного средства бочки вручную перекатывали на берег. При очередном спуске Виктор был ранен в лицо. Осколком снаряда ему разбило левую челюсть и повредило шею. Он частично лишился голоса и слуха. Очнулся солдат уже на другом берегу Волги в госпитале Борисоглебска, где его четыре месяца выхаживали медики. Здесь, в госпитале, Виктору Лямину вручили первую награду — медаль «За боевые заслуги».
После госпиталя он в составе 23 танкового полка воевал на Курской дуге, освобождал Киев, Дарницу, Житомир, с боями прошёл Литву. При взятии Кенигсберга его самоходку подбил немецкий снаряд. Экипаж погиб, Виктору одному удалось вырваться из огня. Он выполз через десантный люк и потерял сознание. Санитары обнаружили бойца и доставили в медчасть. А затем он оказался в столице. Врачи ожогового центра в Москве совершили чудо. После длительного лечения они поставили парня на ноги. На этом война для Лямина не закончилась. В составе секретной службы он был направлен на Дальний Восток. Как говорит, исколесил на «Виллисе» всю Маньчжурию.
Только в 1947 г. закончились для него фронтовые пути-дороги. И начались трудовые будни. Портрет капитана рыбокомбината из посёлка Южно-Морской украшал галерею передовиков производства в Москве на Выставке достижений народного хозяйства. Немало у него наград за добросовестный труд. Сейчас фронтовику 94 года. Рано схоронил он жену и дочь. Не забывают Виктора Андреевича его дети, внуки и правнуки. Много лет делился он своими воспоминаниями со школьниками.
Татьяна ХАРЧЕНКО, председатель общественной организации «Дети войны» пос. Южно-Морской