В последнее время на многих городских маршрутах по перевозке пассажиров сложилось нелёгкое положение. Конкуренция между компаниями-перевозчиками вынуждала водителей устраивать на дорогах автобусные гонки, чтобы набрать себе побольше пассажиров, создавая аварийные ситуации, что нередко заканчивалось разборками между ними и хамством, чему и сам не раз был свидетелем. Из-за нерентабельности некоторых маршрутов машины иных компаний в вечернее время сходили с линии раньше установленного срока. А в итоге страдали пассажиры. Точку в этой неразберихе поставила недавняя встреча перевозчиков с представителями власти округа. Чем закончилась эта встреча и какие на ней рассматривались вопросы? Рассказать об этом подробнее мы попросили начальника отдела транспорта и связи администрации городского округа Ирину САВЧЕНКО.
Встреча прошла в конце марта. Участие в ней приняли руководители Находкинского пассажирского АТП, ООО «Находкинский автотранспортный альянс», ООО «Ориент Авто», ООО «Центр развития спорта», ООО «Авто Экспресс Прим», ИП Сегизбаев Ю. А. и ООО «АТП-НСРЗ». Практически все они сегодня переживают сложное финансовое положение, а иные находятся на грани банкротства. Что привело предприятия к этому состоянию? Одна из причин — слабый пассажиропоток. Если прежде на городских маршрутах работало порядка 100 машин, то в настоящее время за счёт автобусов малой вместимости это количество возросло до 125. А пассажиров не прибавилось. Следовательно, у перевозчиков уменьшились доходы, возросли издержки на эксплуатацию и содержание автотранспорта, стало труднее накапливать средства на приобретение новой техники и поддержание в должном состоянии действующего подвижного состава. Некоторые компании стали сокращать вечерние, а где-то и дневные выходы на линию, чтобы «не возить воздух». В результате было нарушено расписание движения автобусов. На некоторых предприятиях обозначилось сокращение штата и упразднение диспетчерских служб.
Вторая причина — предельно низкий тариф на проезд. По словам перевозчиков, он экономически не обоснован и установлен администрацией края путём индексации. Отсюда все компании, занятые на городских маршрутах, с трудом сводят концы с концами. Чтобы работать рентабельно, цена билета, по их словам, должна быть, почти как в Москве, — не менее 25-28 рублей за одну поездку. Однако им такую цифру не утверждает департамент по тарифам администрации Приморского края.
Итогом серьёзного разговора перевозчиков на этой встрече стало принятие Соглашения владельцев автобусов городского округа о порядке осуществления деятельности по перевозке пассажиров на регулярных маршрутах. Согласно этому документу маршрутные такси должны быть убраны со всех основных городских маршрутов. Так и сделали. Теперь маршрутки будут выполнять движение только по «4а» и «19». Отныне все компании-перевозчики обязаны осуществлять движение автобусов согласно расписанию до 24 часов, а не до 21, как это было накануне. Найден компромисс и по многим другим вопросам. Работа на городских маршрутах постепенно входит в прежнее, нормальное русло. Если бы с принятием такого решения промедлили ещё хотя бы с полгода, большая часть городских компаний-перевозчиков просто обанкротилась бы.
— Значит, теперь за каждым перевозчиком закреплён конкретный маршрут?
— Да. По «4а», который проходит через улицу Советскую до стадиона «Приморец», и по «четвёрке» будут выполнять движение исключительно машины ООО «Центр развития спорта». По просьбе жителей микрорайона улицы Пограничной, которые испытывали трудности с поездкой в горбольницу и обратно, маршрут «четвёрки» продлён от стадиона до остановки «Арсеньева». Маршрут «двойки» закроют автобусы марки DAEWA компании «Авто Экспресс Прим» и ООО «ЦРС». На «пятёрке» и «девятке» останутся автобусы исключительно «Ориент Авто-1». На «шестёрке» будут работать машины последних двух компаний-перевозчиков. Движение на маршруте № 122 Находка-Южно-Морской теперь будут осуществлять автобусы компании ООО «Авто Экспресс Прим». Пока перевозчик справляется здесь с поставленной задачей с большим трудом. Но в ближайшее время администрация компании намерена пополнить парк несколькими большими автобусами, и тогда только на этом направлении будут работать шесть машин марки DAEWA и три микроавтобуса.
Практика многих городов России показывает, что одни небольшие автобусы на том либо ином направлении не справляются с пассажиропотоком. Это мы почувствовали и на «четвёрке». Микроавтобусы не успевали вывозить людей, особенно в часы пик, хотя некоторые водители шли на грубое нарушение правил, заполняя полный салон и перевозя пассажиров стоя. В качестве эксперимента попытались объединить в один 17-й и 3-й маршруты, но уже через неделю убедились, что такой вариант экономически нецелесообразен, и с 27 марта снова вернулись к прежнему расписанию, оставив оба маршрута самостоятельными.
— В городе устанавливается павильон по продаже проездных билетов для льготных категорий населения. На автобусах каких компаний они будут действовать?
— Ежемесячно жители города приобретают около тысячи проездных билетов. В прежние годы их реализацией занимался специалист единой диспетчерской службы, расположенной на территории автовокзала. В нынешнем году здесь же, недалеко от диспетчерской, будет установлен специализированный павильон, где предусмотрены комната ожидания и места отдыха для пожилых людей.
Билеты будут продаваться краевым и федеральным льготникам для проезда автобусами городских и пригородных сообщений и будут действовать в автобусах всех находкинских компаний-перевозчиков. По истечении срока действия проездных владельцам надлежит сдать их в «Единое окно» по месту жительства, а взамен получить причитающуюся по закону денежную компенсацию. Также будут введены проездные для школьников из малообеспеченных семей и студентов.
— Ирина Алексеевна, приходит время дачных работ. Многие огородники сегодня всерьёз обеспокоены тем, что железнодорожники ведут разговор об отмене в сторону Находки шести электричек. Возможно ли организовать доставку людей к садоводческим обществам, расположенным в районе 151 и 152 километров, автобусами находкинских компаний?
— Поскольку дороги к этим садоводческим обществам сегодня находятся не в надлежащем состоянии, автобусы туда проехать не могут. Добираться людям пешком тоже нереально: от станции Боец Кузнецов до дач надо преодолеть семь-восемь километров. Отдел транспорта и связи администрации округа подготовил письмо на имя администрации края с просьбой, чтобы вопрос по электричкам в итоге был решён в пользу дачников. Диалог по этому вопросу между краевыми властями и железнодорожниками ещё не закончен. Тем временем в администрации края нас заверили, что в ближайшее время средства будут изысканы, долг железной дороге за прошлый год в размере 90,5 млн рублей будет погашен, и люди снова смогут добираться до своих дач электричками.
— С наступлением дачного сезона когда и какие автобусные маршруты будут возобновлены в районы садоводческих обществ?
— Откроются все дачные маршруты, которые действовали в прошлом году. Свою работу они начнут с 19 апреля. Движение автобусов по маршруту № 31 кафе «Якорь» — «Золотое кольцо» будет осуществляться ежедневно до 12 октября, а позднее, вплоть до 2 ноября, — только по средам и выходным дням. Маршрут № 32 Арсеньева — «Золотое кольцо» будет действовать до 28 сентября по средам, выходным и праздничным дням, № 33 рыбный порт — сады «Родничок» — ежедневно до 12 октября, а потом до 2 ноября — исключительно по средам и выходным дням.
Маршрут № 34 автовокзал- сады «Липовка» будет выполняться по средам и субботам. 5, 6, 12 и 13 апреля утром и вечером от кафе «Якорь» до «Золотого кольца» будет ходить автобус маршрута № 16. А с 19 апреля на этом направлении будет выполнять движение автобус маршрута № 31. Также принято решение продлить с 19 апреля маршрут № 3 до городского кладбища (сейчас он курсирует до ДСУ). А с июня и примерно до середины сентября, когда начинаются массовые выезды горожан на отдых к морю, движение автобуса маршрута № 17 будет продлено до озера Рица.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ