Бывшее здание станции Находка, построенное в 1952 году, в котором в настоящее время находится офис частного предпринимателя Владимира СУХАНОВА, можно с полным правом назвать местной достопримечательностью. Долгое время пребывавшее в запустении, теперь, благодаря стараниям нового хозяина, оно больше напоминает небольшой музей, нежели офисное помещение.
В современных интерьерах расположены экспозиции, содержащие предметы, относящиеся к разным периодам истории железной дороги, — приборы и оборудование, служившие верой и правдой железнодорожникам в начале прошлого века и десятилетия спустя. Владимир Георгиевич посвятил железной дороге всю свою жизнь. Родился в небольшом рабочем поселке Амурской области, после окончания Хабаровского института железнодорожного транспорта (ныне ДВГУПС) отправился на Сахалин, там прошел ступени профессионального роста от составителя поездов, маневрового диспетчера до заместителя начальника станции.
В 1977 году, загоревшись романтикой всесоюзной стройки, молодой железнодорожник приехал в «столицу БАМа» — Тынду. В его задачи входило обеспечение эксплуатации вновь построенной станции, через Тынду шел крупнейший грузопоток со всех концов страны; позже, в середине восьмидесятых, было налажено пассажирское движение. Затем работал во Владивостокском отделении ДВЖД, а выйдя на пенсию, переехал на постоянное место жительства в наш город. О былых заслугах свидетельствуют многочисленные грамоты и благодарности, а также бархатные полотнища красных знамен победителей социалистического соревнования, занимающие сегодня почетное место в коллекции железнодорожной старины.
В рамке под стеклом собраны первые знаки отличия, присуждаемые за выдающиеся заслуги на трудовом поприще, появившиеся в тридцатые годы: «Отличный паровозник», «Отличный вагонник», «Отличный путеец», «Отличный связист». Позднее они были заменены единым званием «Ударник социалистического соревнования».
На полках кабинета Владимира Георгиевича разместились фонари — сигнальные, семафорные, а также те, что использовались для освещения пассажирских вагонов. Самые первые — свечные, оставшиеся с николаевских времен; позже появились керосиновые, электрические. Есть фонари, сконструированные во время Великой Отечественной войны – со светомаскировкой, позволяющей сохранять незаметность для самолетов противника.
Вот железнодорожный рожок с деревянным наконечником, с его помощью можно было подать сигнал машинисту ночью или в условиях снегопада. При плохой видимости для остановки составов использовались также пиротехнические средства — специальные петарды, которые крепились прямо на рельсах и при прохождении паровоза взрывались под его колесами.
Отдельного разговора заслуживает система оповещения и связи, применяемая на советской железной дороге. Электрожезловая система Трегера, предназначенная для обеспечения безопасности движения между станциями, была изобретена в двадцатых годах прошлого века и оказалась настолько надежной, что использовалась на протяжении более восьми десятков лет, вплоть до недавнего времени.
Среди экспонатов – потрепанный томик с пожелтевшими, хрупкими от времени страницами – «Руководство электромеханику и монтеру линейного отдела околотка связи». Данное издание вышло в далеком 1943 году и хотя безвозвратно устарело с технической точки зрения, тем не менее представляет несомненную библиографическую ценность.
Часть раритетных вещей – часы, некоторые из фонарей, старые карты, справочники, фотоальбом – Владимир СУХАНОВ передал в музей истории Дальневосточной железной дороги. Коллекционер продолжает пополнять свое собрание новыми артефактами, активно ведет переписку с другими ценителями технических редкостей. Он надеется, что его коллекция поможет молодым специалистам, только начинающим свой трудовой путь, а также всем интересующимся поближе познакомиться с историей железнодорожного дела, заглянуть в прошлое стальных магистралей.
Татьяна КРАВЧЕНКО