Леонид Николаевич Боярский — один из лучших водителей Находкинского АТП. Несколько лет подряд его фотография не сходит с Доски почёта предприятия, неоднократно награждался знаком «За безаварийную работу» и становился победителем соревнований. На днях администрация АТП подала документы о присвоении Леониду Николаевичу звания «Ветеран труда». Сегодня о таких заслугах как-то не принято говорить, а ведь они характеризуют человека как профессионала и гражданина.
Из своих 60 лет более половины Леонид Боярский бессменно отдал работе на Находкинском пассажирском автотранспортном предприятии. Его судьба чем-то похожа на коллег-водителей. В 1978 году после учёбы в Дальморучилище Боярский устроился в БАМР мастером обработки. Отходив шесть лет в моря, списался на берег. По направлению Находкинского АТП окончил курсы водителей при автошколе и первые три года отработал на перевозке пассажиров на городских маршрутах.
— После короткой стажировки меня посадили на ЛИАЗ, который водители в то время с иронией называли между собой «БМРТ», и отправили на линию, — рассказывает Леонид Боярский. — Это был мой первый самостоятельный рейс. Потом их было не перечесть. Автобусов на предприятии в середине 80-х насчитывалось мало. Бывало, с полным салоном пассажиров на небольшом подъёме машина уже не тянет. Нередко приходилось высаживать их и подниматься порожняком, выслушав в свой адрес немало критики.
13 лет Леонид Николаевич отработал на пригородных маршрутах, выполняя рейсы в Южно-Морской, Партизанск и Врангель. Мост в порт Восточный в то время ещё не построили, возить людей в посёлок приходилось в объезд через с. Владимиро-Александровское. Дороги грунтовые, разбитые и пыльные. А ЛАЗы устроены так, что вентилятор нагнетает воздух от двигателя не наружу, а в салон, чтобы теплее было пассажирам. Одним словом, не машина, а пылесос. Такие поездки всегда становились мучением. А водитель, закончив смену, был похож на мельника, только вместо муки была пыль. Почти каждый день ему приходилось делать в салоне влажную уборку. К концу 80-х в АТП стали приходить венгерские «Икарусы». На них Леониду Боярскому довелось поработать на междугородных направлениях Находка-Владивосток, Находка-Уссурийск. А в 90-х предприятие начало закупать южнокорейские машины марки DAEWA.
— Не зная лучшего, мы думали, что «Икарусы» — само совершенство, — говорит собеседник. — Но когда пересели на южнокорейские, то поняли, что есть машины гораздо надёжнее и комфортнее.
Отработав практически всю свою жизнь на автобусах, Леонид Николаевич не единожды попадал в разные переделки, выполняя рейсы то в ливень, то в снегопад и гололёд. И всегда сохранял чувство ответственности за пассажиров, машину. Став профессионалом, он многим начинающим водителям, как говорится, дал путёвку в жизнь.
— Приходит человек на стажировку, и сразу видно, где он работал до этого, — рассказывает Леонид Боярский. — В народе говорят: птица видна по полёту. Так и здесь. Резко тормозит и резко двигается с места, делает крутые повороты — значит, возил грузы. Приходится переучивать. Люди — не дрова, с ними надо аккуратнее, а маневры машины должны быть плавнее. Конечно, ситуации на дорогах бывают разные. Что таить, немало встречается и таких водителей, которые, сев за руль автобуса, не прочь погонять, допуская массу нарушений. Поэтому своих стажёров всегда наставлял: нужно обязательно держать дистанцию, чтобы в случае чего успеть затормозить. У профессионалов на сей счёт есть одно хорошее правило трёх Д — «дай дорогу дураку». Пусть это никого не обидит, но, когда встречаешься на дороге с гарцующими и крайне недисциплинированными водителями, лучше, конечно, уступить им дорогу. Так будет безопаснее и спокойнее. На городских маршрутах, сами видите, движение очень сложное. Всегда требуется предельная внимательность, чтобы не столкнуться с другим транспортным средством, не наехать на людей, переходящих дорогу на зебре или в не предназначенных для этого местах, не травмировать пассажиров дверью при посадке, резким торможением. На межгороде свои трудности — держать повышенную скорость.
В мае исполнится 35 лет, как Леонид Николаевич впервые сел за баранку автобуса. Многие его коллеги, дождавшись пенсии, уходят на заслуженный отдых. Но Леонид Боярский оставлять своё рабочее место пока не собирается.
— Пока есть силы, некоторое время поработаю на автобусе, а там время покажет. Сегодня на предприятии условия нормальные — люди не перерабатывают внеурочно, соблюдается режим труда и отдыха, регулярно обновляется парк машин, уже нет тех проблем с запчастями и комплектующими, что в прежние годы… Работай — не хочу, — рассказывает Леонид Николаевич.
Вместе с Леонидом Боярским на предприятии работает и его 30-летний сын Кирилл. Обучаясь в колледже по специальности автомеханик, в АТП проходил производственную практику, а закончив учёбу, устроился сюда автослесарем. Набравшись опыта в ремонте машин, поступил в вуз на факультет эксплуатации автомобильного транспорта. Сегодня Кирилл Боярский — дипломированный специалист. От механика отдела технического контроля АТП за короткое время вырос до начальника автоколонны городских пассажирских перевозок. Хотя и имеет высшее образование, профессиональные советы отца нередко приходятся кстати. На автотранспортном предприятии родилась ещё одна трудовая династия.
Владимир ФЁДОРОВ НА СНИМКЕ: Леонид Боярский с сыном Кириллом