Помогала отстоять любимый город

18 января 1943 года – прорыв блокады Ленинграда

«27 января 1944 года в ознаменование одержанной победы и в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады город Ленина салютовал доблестным войскам Ленинградского фронта 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий». (Из статьи Маршала Советского Союза Л. Говорова).

…Всё меньше остаётся очевидцев тех далёких событий. В Южно-Морском   пятнадцатый год живёт в семье дочери Лариса Михайловна Рангинская, которая к началу войны закончила семь классов и до мельчайших подробностей помнит всё, что довелось пережить жителям этого поистине героического города во время блокады.  Сама помогала как могла отстоять его. Её рассказ потрясает.

Родилась Лариса в Киеве в семье начальника Дома Красной Армии. По ложному доносу отец был арестован (впоследствии реабилитирован).  Семья уехала в Ленинград к родственникам. Девочке тогда было три года. Когда началась война, молодёжи и женщинам пришлось оборонять родной город. Так как брали ребят и девчат постарше, Лариса прибавила себе два года, днём копала окопы, а по ночам дежурила на крышах, помогала старикам и детям прятаться во время бомбёжек в убежища.

Уже в октябре сорок первого в городе начался голод. В ноябре от истощения погибло 11 тысяч человек, в декабре – 53 тысячи. А за два первых месяца наступившего сорок второго года голод скосил 200 тысяч ленинградцев. Мать Ларисы работала на заводе фрезеровщицей. Ей по карточке выдавали 250 г хлеба, дочке – 125. Порой приходилось очень долго стоять в очередях на морозе, чтобы отоварить карточки. Варили похлёбку из всего, что можно было есть. Вещи меняли на хлеб…

— Особенно запомнились три последних дня сорок первого года, — вспоминает Лариса Михайловна, — я не могла отоварить карточки. Пошёл слух, что на хлебозаводе перемёрзли трубы. И вдруг пришло спасение от партизан: они на повозках под обстрелом врага доставили ленинградцам хлеб. Оголодавшие горожане накинулись на повозку и вмиг расхватали всё.

Голод, холод, болезни – эти испытания были не под силу очень многим. С грустью вспоминает моя собеседница, как по дороге на железнодорожную станцию, а работала, несмотря на 14 лет, сцепщиком вагонов, видела завёрнутые в простыни или покрывала тела погибших… Их было  много.

— Однажды накануне Первомая железнодорожникам выдали так называемый «ташкентский подарок»: бутылку водки, два кило гречки и немного конфет, — рассказывает Лариса Михайловна. – Иду домой, крепко прижав к себе продукты, а мимо проходят танки, солдаты. Вдруг решилась предложить водку воинам в обмен на хлеб. Они быстро завернули в мой платок буханку хлеба, тушёнку, концентраты… Это было таким счастьем!

В городе не было топлива. По призыву комсомола Лариса пошла работать на торфяники. В первый же день у неё украли паёк хлеба. От обиды и горя она проплакала весь день, а на следующий день заболела сыпным тифом и её положили в так называемые боткинские бараки, где пролежала 16 суток без сознания. Молодой организм справился с недугом. А когда через полтора месяца вернулась домой, здесь ослабевшую от долгой болезни девчушку ждал очередной сюрприз судьбы: дверь квартиры была опечатана, мать в числе больных дистрофией эвакуировали за линию фронта. Чудом не попала в детдом, вместо этого поехала копать окопы под Малый Ярославль, затем училась обезвреживать мины…

Лариса Михайловна рассказывает, что эта работа требовала большой осторожности и внимания. Когда первый раз обнаружила мину,  провозилась почти полчаса, капсулы собирала в фартук. Вечером ребята считали, кто принёс больше. Продвигалась вперёд линия фронта, а за ней по заминированным полям шли они, истощённые парни и девчата… Когда у Ларисы от напряжения и усталости воспалились глаза, ей предложили взрывать мины, она собирала в мотки колючую проволоку, доставляла документы по назначению…

Только в 1944 году девушку комиссовали по состоянию здоровья. Она вернулась в родной Ленинград. Как вспоминает Лариса Михайловна, она гордилась тем, что наравне со взрослыми помогала отстоять свой город. Эта хрупкая женщина пережила немало горя и бед, однако не сломилась, ведь она – ленинградка.

Однажды решилась ещё раз побывать в Санкт-Петербурге, пройти по знакомым улицам, положить цветы к памятнику погибшим воинам… Но приобрести авиабилет по льготной цене как блокадница Ленинграда не смогла:  её удостоверение признали недействительным. Пришлось обратиться к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой помочь оформить  документ. Ответ пришёл очень скоро. Лариса Михайловна получила новое удостоверение.

Татьяна ХАРЧЕНКО,
председатель ОО «Дети войны» пос. Южно-Морской
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.