С первого января грядущего года в деятельности службы скорой медицинской помощи произойдут перемены. К примеру, в приказе Минздрава России «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи» чётко прописано деление на «экстренную» и «неотложную» помощь. Кто будет определять, какой конкретно вид из них необходим пациенту? Кому из нас можно будет сделать вызов посредством SMS? Изменится ли оснащённость машин скорой? Реально ли сесть за руль неотложки фельдшеру? На эти и множество других вопросов ответил главный врач КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи города Находки» Андрей ДЖИРМА.
— Андрей Юрьевич, такие понятия, как «экстренная» и «неотложная» помощь существуют давно. Почему сейчас акцентируется внимание на их разделении?
— Экстренные случаи обязательно сопряжены с угрозой жизни: роды, сердечные приступы, потеря сознания, кровотечения, тяжёлые травмы при ДТП… В норматив среднего времени приезда (движения в пути) по экстренному вызову – 20 минут – бригады скорой и сейчас укладываются. В этом большую роль играют посты СМП, действующие в отдалённых районах округа – микрорайонах горбольницы, Врангеля, Южно-Морского. Но если анализировать причины обращения больных за оказанием скорой помощи, выявляется, что более чем в пятидесяти процентах случаев требуется неотложка. А этот вид медицинской помощи, согласно приказу Минздрава, должны оказывать поликлиники.
— Приедет ли карета скорой, если у человека хроническое заболевание и он внезапно почувствовал себя плохо?
— Вопрос о том, какой вид помощи необходим пациенту, решает фельдшер по приему вызовов (диспетчер службы «03»), который имеет большой опыт работы в выездной бригаде, на основании информации, полученной от вызывающего лица. В случае сомнения в особо сложной ситуации он посоветуется с дежурным старшим врачом смены. Диспетчер вправе отказать больному в приезде скорой, если в этом нет необходимости. В этом случае он пригласит для консультации врача-специалиста и даст рекомендации по обращению за медицинской помощью в лечебные учреждения города.
Отказов в оказании скорой помощи в экстренной форме не бывает. Чтобы обеспечить оперативный приезд к больному в случае ЧС, диспетчер обязательно «придерживает» оставшуюся последнюю машину на станции. По неотложному вызову, если нет свободной бригады и имеются экстренные вызовы, нормативное время ожидания может длиться до шести часов. На нашей станции этого практически не бывает.
— Помнится, в прежние годы служба «03» всегда ощущала дефицит транспортных средств. Как нынче решается эта проблема?
— А её нет. Очень скоро планируем и смогли бы выпускать на линию 16 автомашин – столько единиц необходимо по существующему нормативу, определённому на городской округ. 11 есть в наличии сейчас и ожидаем поступления ещё пяти фордов. Документы на них уже поступили. Один из них оснащён всем необходимым оборудованием для работы в качестве реанимационного автомобиля. Так что потребность в транспорте удовлетворена на 100 процентов.
— Андрей Юрьевич, а почему говорите «смогли бы…»?
— Текучесть кадров заставляет. Сегодня имеем возможность укомплектовать специалистами не более 12 машин. Водителей не устраивает зарплата, хотя она в последнее время повысилась. С января текущего года скорая перешла на финансирование из системы обязательного медицинского страхования, что позитивно отразилось на нашем финансовом положении. Но у медиков, особенно выпускников вузов, нет главного стимула для работы здесь – жилья.
Вот недавно, узнав о весомых льготах для медицинских работников в сельской местности, уволились из нашей службы несколько человек. И укорять их не вправе. К тому же, согласно новым правилам, отныне в состав бригад не должны включаться санитары. И получается, что фельдшер или врач ( в основном женщины) вместе с водителем вынуждены выносить носилки с больным к машине. А это нередко несколько этажей. Да и небезопасно в ночное время в одиночку входить в подъезды, часто плохо освещённые.
— По новым правилам фельдшер может совмещать свои медицинские обязанности и работу водителя…
— Это лишь допускается, но на практике вряд ли реально. Ведь требуется водительский стаж не менее трёх лет. А чтобы его получить, выходит, надо бросить основную работу и потерять квалификацию?
— Вызов скорой с помощью SMS – новая головная боль для диспетчера?
— Нет. Дело в том, что мобильным в этом случае должны пользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья (глухонемые). Именно для них мы разместим на нашем сайте все необходимые номера телефонов. Инвалиды, обращаясь в скорую, должны обязательно указывать имя, фамилию, год рождения, адрес и признаки заболевания.
Допускаю, что велик соблазн послать SMS для тех, кто любит «повеселиться» ложными вызовами. Но все записи фиксируются и сохраняются продолжительное время, так что не составит труда выяснить автора вызовов-пустышек. К слову, ведём борьбу с телефонными «террористами», которые обычно донимают в позднее время суток. У нас есть всё необходимое техническое оборудование, чтобы выяснить, кто этим занимается. Информацию о них мы передаём в полицию…
— Вопросы диспетчера, дотошно выясняющего данные о пациенте, нередко раздражают тех, кто обращается в службу «03»…
— К сожалению, это так. Но чтобы оперативно принять верное решение, ему надо обязательно выяснить фамилию, адрес, возраст больного и конкретные жалобы пациента. Согласно законодательству ведется база данных обращений, что помогает в оперативной работе. К слову, наша служба сейчас финансируется по подушевому нормативу, отчётность очень строгая. Поэтому каждый вызов-«пустышка» – выброшенные на ветер более двух тысяч рублей.
Скорая медицинская помощь бесплатна для пациентов, но очень дорогое «удовольствие» для краевого здравоохранения. Средства нужны и для оснащения службы скорой современным оборудованием, техникой, и приобретения наиболее эффективных лекарственных препаратов. В современных условиях возможно проведение тромболитической терапии при инфаркте миокарда уже в машине СМП по пути в стационар, что позволяет сохранить здоровье и работоспособность пациента. Но одна доза лекарственного препарата стоит около 80 тысяч рублей. Мы уже заказали десять доз.
— Андрей Юрьевич, кроме телефонного «терроризма», что ещё выбивает из колеи ваших коллег?
— Потребительское отношение к нашей службе некоторой части горожан. Бывает, к диспетчеру обращаются по непрофильным вопросам: «Приезжайте, мне нужно снять ЭКГ, измерить артериальное давление, послушать ребенка», «можно ли заказать машинку?». Конечно, это и глупость, и хамство, но за часы дежурства подобного можно столько наслушаться, что сотруднику в эмоциальном плане очень тяжко. Из-за этого пришлось изменить график работы оперативного отдела.
И ещё хотелось бы, чтобы горожане были осведомлены о правилах обращения в службу «03», которые предусматривают корректность, точность и краткость ответов. А к приезду скорой необходимо, чтобы страховой медицинский полис, документ, удостоверяющий личность, а также медкарта, если она на руках у больного, были предоставлены без пререканий. Это не прихоть, а требования федерального законодательства.
— Сколько вызовов сегодня обслуживаете?
— 120-130 ежесуточно. Но в новогодние праздники эти цифры удвоятся, если не утроятся. В этот опасный для здоровья горожан период планируем увеличить число мобильных бригад. Кому-то – веселье, а медикам – работа…
Беседовала Ольга ЧИКИЛЬДИНА