Нынешнему выпускнику школы приходится сталкиваться с большими трудностями при выборе рода деятельности. Это связано как с объективной неопределенностью на рынке труда, так и с низким уровнем знаний молодого человека о профессиях, которые сегодня рынок труда предлагает. Он бы в мерчендайзеры, например, пошел, но слабо представляет себе, что это такое. А что думают по этому поводу специалисты? На наши вопросы ответила главный инспектор отдела рынка труда центра занятости населения по г. Находке Светлана БАРАНОВА (на фото).
— Светлана Дмитриевна, по статистике, и наш город не исключение, в вузы по окончании школы не поступает около 30 процентов абитуриентов. Куда идут эти юноши и девушки?
— Чаще всего они обращаются к нам в центр. Мы, во-первых, предоставляем им сведения об учебных заведениях Находки, так как в некоторых вузах, по итогам вступительных экзаменов, могут проводиться дополнительные наборы. Если этот вариант не проходит, мы рекомендуем молодым людям получить начальное или среднее профессиональное образование. В нашем городе можно выучиться на слесаря-электрика, газоэлектросварщика, водителя, секретаря-референта, повара и т. д.
— С каким багажом знаний приходят выпускники?
— С сожалением приходится констатировать, что большинство молодых людей совершенно не знакомы со спецификой той или иной специальности. Они не знают ни рынка труда, ни перспектив, которые профессия дает.
Такую информацию необходимо давать детям в течение всей школьной жизни. В старших классах начинается серьезная подготовка к государственным экзаменам. Детям нужно выбирать предметы уже в соответствии с профессиональными интересами и предпочтениями, с учетом требований для поступления в учебное заведение. Если выпускник планирует быть врачом, химия и биология на экзаменах будут кстати.
Профессий необозримо много, поэтому выбирать трудно. Но одних только знаний и рассудительности при обдумывании будущего пути мало. Нужно сознательно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто.
Школьникам необходимо разобраться, определиться в своих интересах. То, что кажется скучным сейчас, может стать захватывающе интересным завтра. Жизнь поставит человека перед трудноразрешимой задачей, и возникнут новые предпочтения. Поэтому было бы очень недальновидным считать свои «сегодняшние» интересы меркой для суждения мое — не мое. Нет интересных или неинтересных профессий, а есть люди со своими представлениями о них.
Разные трудовые посты требуют определенных личностных качеств, которые развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-то деятельностью. Но важно помнить и другое: в 14-18 лет у человека уже имеется немало особенностей, заметно отличающих его от сверстников. Например, в каких-то делах у него меньше опыта и знаний, а в каких-то — больше. В каких-то занятиях подросток менее успешен, быстрее устает, начинает нервничать, а в других за ним не угонишься, и главное — он занимается ими с удовольствием, не замечая времени и усталости. Все это результаты многолетнего развития человека, с этим нельзя не считаться при планировании жизненного пути.
— А что может предложить центр?
— Мы и сегодня предлагаем услуги профконсультанта, но хотелось бы более плотной работы с управлением образования. Продолжаем проводить дни открытых дверей в центре занятости, знакомим ребят с перспективой развития рынка труда, новыми профессиями, их содержанием. Заинтересованным предлагаем тестирование и анкетирование. По возможности, школам можно рекомендовать проведение дней проф-ориентации с приглашением специалистов и представителей различных профессий.
Формы работы могут быть самыми разными. Мне, например, запомнилось совместное мероприятие, которое проводилось в городской библиотеке на Сенявина. Перед школьниками выступили хирург и полицейский, рассказали о своих рабочих буднях, о качествах, какими должен обладать профессионал, о том, как может сложиться жизнь на том или ином пути. Ребята слушали с открытыми ртами. Я сама, к слову, узнала очень много нового. Думаю, что такие беседы могли бы проводить в классах папы и мамы учеников.
У нас сложились хорошие отношения с детским домом. Я часто прихожу к ним в гости, и мы с ребятами в игровой форме учимся ориентироваться в мире специальностей. Например, детям предлагается назвать профессию на ту или иную букву. Вы не представляете, какой узкий профессиональный словарь у нынешних школьников!
— А что родители? Уж они-то не враги своему ребенку и в состоянии помочь ему сделать правильный выбор…
— К сожалению, это не всегда так. Часто родители ориентируются на социальную значимость той или иной профессии или же на свой жизненный опыт. А ведь люди все разные. Важно помнить, что выбор профессии должен быть сознательным и самостоятельным. Никто не имеет права «загонять» подростка на «счастливый» путь вопреки его желанию, интересам, склонностям. Бывает, что человек 20 лет в бухгалтерии просидел, а удовольствие от работы стал получать только, когда переучился на повара. А профессию бухгалтера получил, чтобы не огорчать родителей.
Выбор профессии — шаг поистине судьбоносный. Зарплата или престижность должны играть здесь второстепенную роль. Главное — чтобы нравилось. И тогда можно горы свернуть. Лучше быть парикмахером высокой квалификации, чем никчемным врачом. Как говорил Сенека: «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, никакой ветер не будет для вас попутным».
Вот почему я призываю родителей смелее доверять выбор детям и не гнушаться рабочей профессией. Пусть ребенок, если уж не удалось поступить в вуз, получит начальное или среднее профессиональное образование и попробует специальность «на вкус». А вдруг это то, что надо? В конечном счете, ремесло в руках никогда не помешает.
Беседовал Юрий ИВАНОВ, фото автора