Последняя дуэль Пушкина

  ( к 175-летию со дня гибели великого русского поэта)

В белом конвертике бережно храню билет в государственный музей им. А.С.Пушкина, что расположен в Москве на Пречистенке. На нём фотография здания и профиль поэта.

Перешагнув его порог, вы попадаете в особенный волнующий мир, повествующий о жизни великого поэта. Осмотр экспозиций начинается с зала, где представлена уменьшенная копия знаменитого памятника Пушкину работы скульптора Опекушина.

 Рядом стихи под стеклом знаменитых русских поэтов, обращённые к русскому гению. Там же объёмные снимки, на которых выступления поэтовшестидесятников у памятника поэту на Тверской. Пройдя в следующий зал, вы попадаете в эпоху Пушкина. Изогнутые ножки пышных диванов, в соответствующем стиле вся остальная мебель. Манекены, на которых наряды барышень как повседневные, так и бальныебусы, шляпки, воланы. На стене портрет Байрона, творчество которого высоко ценил поэт. В следующих залах со стен на вас взирают внимательные глазалица, лица современников Пушкина в обстановке застывших экспонатов позапрошлого века.

 Очень сильное впечатление произвёл высокий стенд, под стеклом которого до самого пола исписанные листычерновики Александра Сергеевича. Его изящный, стремительный почерк с графическими рисунками по бокам. Поражает точность, выверенность линии поэта. Глядя на женские профили, на рисунок бесёнка к сказке, становится ясно, что Александр Сергеевич был наделён не только поэтическим даром, но и даром художникаграфика. Из черновиков видно, как работал великий поэт. Перечёркнутые строки говорят о том, как мучительно искал он нужное слово, рифму, чтобы зазвучала в стихах вселенская гармония. Рядом на столикекопия портрета Натальи Николаевны работы Карла Брюллова.

Следующий зал посвящён произведению «Пиковая дама». На стенахоружие Отечественной войны 1812 года, портрет Наполеона. По словам экскурсовода, именно с него Пушкин писал образ Германа, наделив его внешний и внутренний мир соответствующими чертами. Напротивнизкий карточный столик под зелёным сукном с приспособлениями по бокам для карточных колод.

В музее много залов, проходов и лестниц. Так, в одном из широких коридоров я увидела большой плазменный экран и два ряда стульев напротив. Присела, и сразу же начался фильм, где известные актёры хорошо поставленными голосами читают стихи Пушкина. Фильм посвящён путешествиям поэта по России. За границу его не выпускали, и при каждой возможности он отправлялся в путь, поскольку был лёгок на подъём. «Путешествия нужны мне нравственно и физически», — писал он. На демонстрируемой карте обозначены красными стрелками его передвижения. Фильм начинается со стихов, посвящённых Москве и СанктПетербургу, и сопровождается картинами того времени. Звучат стихи, посвящённые Кавказу, Кишинёву, Одессе и другим местам. Во время просмотра ко мне подошла научный сотрудник музея и спросила, понравился ли мне фильм? Я ответила, что картина сделана безупречно и очень красиво представляет страницы пушкинских путешествий. «Я передам это его создателям», — сказала она.

В последних залах экспозицииличные вещи и предметы быта поэта, часть его обширной библиотеки, которая была в его кабинете в квартире на Мойке. И в заключение осмотрапод стеклом посмертная маска поэта. Трудно передать словами те чувства, которые может испытывать в этот момент человек, неравнодушный к поэзии Пушкина. Пронизывающая печаль, сожаление и вопрос: «Как такое могло случиться?» — трагическая смерть на фоне творческого расцвета и неосуществленных планов.

В фойе увидела столик, на котором лежала объёмная книга в бархатном зелёном переплёте и к ней привязанная за верёвочку ручка. К моему удивлению, она оказалась новой, с совершенно чистыми листами, и я сделала в ней первую запись. Затем купила книги: В.Вересаева «Спутницы Пушкина» и Л. Черкашиной «Последняя дуэль, или за что убили Пушкина». Открыв книгу, читаю: «Мне нужно, чтобы моя репутация и моя честь остались незапятнанными во всех углах России, где моё имя известно». ПушкинС.Н.Карамзиной, январь 1837 года. Когда перелистываешь ее страницы и погружаешься в чтение, покадрово, день за днем встают события, приведшие к трагедии. Как много сошлось тогда в одной точкепреследования всесильного Бенкендорфа, зависть и откровенная ненависть светских сплетников, огромные долги. Непонимание со стороны самых близких друзей и, наконец, подлые анонимки, порочащие честь его и Натали, в том числе и позорный «Диплом рогоносца», которые послужили поводом для вызова на дуэль Дантеса, в причастности которого к подметным письмам Пушкин не сомневался.

27 января 1837 года в пятом часу пополудни на окраине Петербурга, близ Чёрной речки, прозвучал выстрел. 29 января в два часа сорок пять минут в России не стало Пушкина. Скончался человек, в чьей деятельности воплотились лучшие духовные возможности нации. «Солнце нашей поэзии закатилось…», — сказал в день смерти великого поэта В.Ф.Одоевский.

«Россия потеряла Пушкина в ту минуту, когда гений его, созревший в опытах жизни, готовился действовать с полною силою. Потеря невозвратимая, невознаградимая», — этими словами сподвижники поэта открывали пятый том «Современника», посвящённый памяти Пушкина. Далее следовал горестный вопрос: «Что бы он написал, если бы судьба так внезапно не сорвала его со славной, едва начатой им дороги?». Известно, что Александр Сергеевич планировал исторический роман о Петре I, изучал материалы и книги по этой теме. Его интересовали поход русских казаков на Восток и освоение Камчатки. Эти литературные произведения так и остались незавершенными планами. А его прекрасная поэзия? Что еще могло бы выйти изпод его стремительного пера?

И сколько бы ни прошло времени, не растворится горечь от невосполнимой потери не только у современников Пушкина, но и у последующих поколений. Потому что нет срока давности преступлению против нашей национальной культуры, носителем которой был великий русский поэтАлександр Сергеевич Пушкин.

Я размышляла над этим, сидя в самолёте, пересекая огромное пространство России с запада на восток. Вернувшись в Находку и не разобрав дорожных сумок, я начала писать. Так был написан цикл стихов «Дуэль Пушкина», в которых выплеснулись мои впечатления.

Анна Тарабрина
 

1. Непоправимость

Крикну в прошлое: Стойте!

Как жесток поединок.

У барьерашинели

Миг и вечность едино.

Но перьяне пистолеты!

Стрельбане его удел.

Пылкое сердце поэта ставится под прицел!

Данзас, лицейский товарищ, мог дуэль отвратить?

За соучастье в гибели пустотою платить.

Камень с души тяжёлый.

Бирюза на кольце.

Белый туннель светящийсяангел в конце.

Меркнут устои морали под завалами лет.

Травли жестокой, убийству оправдания нет!

  

2. Дантесу

Как могли? Как посмели?

Поднялась же рука у вас!

Завыванье метели, дАршиак и Данзас.

Вы ступали к барьеру и в поэтаогонь!

Застонало бы небо, закричало б: «Не тронь!».

Не случилось осечки, кровью снег обагрён.

Красный лёд Чёрной речки, Вам не снился  ли он?

  

3. Данзасу

А не страшно при этом присутствовать?

На глазах убивают друга.

Ролевые закономерности рокового жестокого круга.

Разве есть в этом мире   ценность,

Что дороже ЖИЗНИ   является?

Что «кровавое искупленье»? — горький повод до смерти   каяться.

Подан знаквы махнули  шляпою.

Время дробится на мгновения.

Наблюдатели–   секундантысоучастники преступления!

  

4. Гончаровой

Он любил вас, и этим всё сказано.

Натали, за что вы наказаны?

Говорил «невиновна» и на смертном одре.

Плыли грязные сплетни, подлый слух при дворе.

Величаво прекрасна, онкокрыло стройна.

Семилетье вдовою  оставалась она.

  

5. Посмертный лик

Мука в его лице,

В скорбной маске поэта.

Вздрогнув, оборвалась

С выстрелом пистолета:

Тонкое из тончайших сочетаний эфира,

Солнечная из солнцвольномыслия лира.

В век тирании голоссвободолюбивый поэт.

Пушкин, вам не простили.

Им прощения нет!

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.