Почему лесной стал угольным?

Российский уголь — один из основных видов экспортного сырья, поставляемого на азиатский рынок. По результатам прошлого года на первое место среди импортеров вышел Китай с объемом 19,3 млн тонн, за ним — Япония (12 млн), и заключает первую тройку Южная Корея (9,5 млн). Судя по нынешнему году эти показатели будут ещё выше. Основной объем экспортных поставок по-прежнему осуществляется через морские порты восточного направления. К 2030 году здесь ожидается увеличение объемов перевалки угля более чем в два с половиной раза. Общий объем по дальневосточным портам должен достичь к 2020 году 140 млн тонн, к 2030 году — 190 млн тонн. К примеру, ОАО «Восточный Порт» собирается нарастить грузооборот в ближайшие семь лет в полтора раза, или до 27 млн тонн угля.

Если говорить о средних и малых стивидорных мощностях, ситуация выглядит также неплохо. Инвесторы увидели хорошие перспективы рынка экспорта твёрдого топлива и заявили множество проектов по созданию новых и развитию существующих морских угольных терминалов. В частности, ведется речь о строительстве нового терминала в бухте Врангеля мощностью 20 млн тонн в год. Как складывается экономическая обстановка в сравнительно молодой находкинской стивидорной компании — ООО «Восточный лесной порт»? Ответить на этот и другие вопросы мы попросили генерального директора Романа БУДЮГИНА.

— Роман Николаевич, откуда вы пришли в угольный бизнес?

— Компания «Восточный лесной порт» зарегистрирована в Находке в апреле 2004. Спустя два года, когда мне исполнилось 27 лет, молодым специалистом после работы в одном из лесоперерабатывающих предприятий Амурской области я приехал сюда на должность заместителя генерального директора по производству. А буквально через год был назначен генеральным.

— С какими трудностями довелось столкнуться на первых порах?

— Если вы имеете в виду мой возраст, то я никогда не делал себе никаких скидок на молодость. Бизнес — не развлечение, это повседневная кропотливая и нелёгкая работа. Поначалу, конечно, было очень трудно. В шесть утра приходил на производство и только ближе к полуночи возвращался домой. И так каждый день. Компания новая, требовалось много усилий, чтобы её раскрутить. И я не жалел на это ни сил, ни времени.

Лесной порт в то время состоял из причала, двух портовых кранов и железнодорожного тупика на восемь вагонов. В течение трёх лет за счёт собственных средств построили ещё один причал, тупик расширили до 35 вагонов одновременной выгрузки, увеличили складские площади с трех до 15 тысяч квадратных метров. Большие планы по реконструкции на будущий год. Намерены построить две железнодорожные ветки, на пять тысяч квадратных метров увеличить складские площади, пополнить парк перегрузочной техникой, соответствующей мировым экологическим нормам безопасности, провести дноуглубительные работы в морской акватории компании с тем, чтобы увеличить дедвейт заходящих под погрузку судов с 12 до 15 тысяч тонн. А поначалу принимали пароходы водоизмещением всего три с половиной тысячи тонн.

— С каких грузов начиналась работа порта?

— С круглого леса и пиломатериалов на экспорт. В среднем в год мы переваливали через производственные мощности примерно по 150 тысяч кубометров. Но, когда Россия ввела заградительные 25-процентные пошлины на вывоз отечественной древесины за кордон, компания полностью потеряла японский рынок, который потреблял в то время примерно 80 процентов объемов нашего грузооборота. Японские импортёры, столкнувшись с такими трудностями, переориентировались на США. А там поступили мудро. Воспользовавшись ситуацией в России, отменили 15-процентные пошлины на вывоз из страны леса и продукции из него. Кто от этого выиграл, кто потерял, думаю, понять несложно.

Чем было мотивировано введение в России заградительных пошлин? Законодатели утверждали, что за счёт торговли круглым лесом расхищаются природные богатства. Но в советские времена древесины за кордон уходило в десять раз больше, нежели сегодня. Только порт Восточный перерабатывал в месяц по 70-80 тысяч кубометров. И это не было катастрофой. Потому что уголь, газ и нефть — недра невосполнимые, а лес постоянно растёт. Ограничениями планировали заставить отечественных лесопромышленников организовать глубокую переработку древесины. Но все прекрасно понимают, что заниматься в нашей стране этим бизнесом весьма сложно. Уж очень высокой получается энергосоставляющая в производстве пиломатериалов, отсутствует отечественное перерабатывающее оборудование, нехватка квалифицированных кадров… В результате благие намерения российского правительства обернулись для многих лесоэкспортёров и заготовителей полнейшим провалом. Если, к примеру, амурские лесозаготовители ещё несколько лет назад добывали в месяц по 300 с лишним тысяч кубометров леса, теперь не выходят даже на половину этих объёмов.

Столкнувшись с такими проблемами, учредители ООО «Восточный лесной порт» приняли решение в 2009 году переориентировать компанию на переработку клинкера и цемента, а примерно через год получили лицензию на перевалку угля разных марок. Но полностью отказываться от леса не стали, некоторое время делали доску и брус на экспорт. И всё же лесное направление сходит на нет. Сегодня выпускаем в среднем около 500 кубометров доски и бруса в месяц исключительно для местных строительных компаний. Основным направлением стало угольное.

— Каких результатов удалось добиться здесь за прошлый год?

— Переработали на азиатский рынок более 400 тысяч тонн твёрдого топлива. Для нашего предприятия, где занято всего 60 с небольшим человек, это неплохой показатель. Основными потребителями были и остаются Китай, который покупает примерно 8 % российского угля, и Корея.

За минувший и нынешний годы пополнили парк спецтехники двумя новыми перегружателями угля германской фирмы «Либхер», соответствующими экологическим стандартам евро-4 и евро-5. По сравнению с другими малыми стивидорными компаниями Находки у нас, без преувеличения, самый высокий уровень технической оснащённости.

— Роман Николаевич, на ваш взгляд, в каком состоянии сегодня находится азиатский рынок угля?

— В прошлом году ситуация на рынке складывалась куда благополучнее. В основном твёрдое топливо поставляется на нужды предприятий металлургической промышленности. За минувший год эта отрасль Китая и Кореи произвела столько продукции, что теперь ею затоварены все склады. Доменные печи оказались без дела и вынуждены поддерживать рабочее состояние, что негативно сказалось на объёмах поставок крупных и мелких российских, а также австралийских и индонезийских экспортёров угля.

У некоторых складывается мнение, будто добытчики и переработчики чуть ли не купаются в золоте. Давайте посмотрим такую арифметику. В прошлом году тонна угля на мировом рынке стоила 130, сегодня уже 100 долларов. Из них 10 долларов надо отдать за погрузку в вагоны, 10-15 — за перевалку, 15 — за фрахт судна, и 45 — чтобы привезти по железной дороге каждую тонну угля из Сибири. На долю шахтёров остаётся примерно 10 долларов. Практика показывает, если себестоимость добычи угля превышает 25 долларов, работать невыгодно, и шахты просто-напросто закрываются.

— Какие открываются перспективы перед компанией?

— Подписан контракт с крупной угледобывающей фирмой «Сибирский антрацит» на поставку в порт примерно по 100 тысяч тонн топлива в месяц. Если всё будет благополучно, объёмы перевалки возрастут почти в три раза. Чтобы справиться с таким потоком, планируется докупить несколько единиц перегрузочной техники, расширить складские помещения, по современным экологическим требованиям построить новые ливнестоки и очистные сооружения, количество рабочих мест увеличить до 100-120.

Несмотря на то, что наши сотрудники имеют достойную зарплату, нормальный график работы и все социальные гарантии, привлечь новых оказывается не так просто. Недавно мы обратились в центр занятости населения Партизанска и попросили подыскать рабочих в возрасте от 20 до 30 лет для зачистки вагонов. Нам предоставили список на 300 человек. Когда обзвонили их, ещё не спрашивая о зарплате, никто из безработных не изъявил желания занять предложенную вакансию.

Тем не менее за годы работы в порту сложился дружный, надёжный и сравнительно молодой коллектив. За минувший год собственными силами обучили семь крановщиков и двух электрогазосварщиков. К примеру, Андрей ЧЕРНЕНКО устроился в компанию докером-механизатором, а сегодня работает уже оператором такой сложной техники, как немецкий перегружатель «Либхер». Я горжусь своими людьми. Сегодня у меня уже несколько заместителей, которые возглавляют финансовый, коммерческий, производственный и отдел механизации и неплохо справляются со своими обязанностями.

— Что предпринимаете для улучшения экологической обстановки на предприятии?

— Врангель — промышленная зона, где сосредоточено много разных производств и специальной техники. Наш терминал находится на большом удалении от населённых пунктов. Тем не менее по всему периметру установлены четырёхметровой высоты подпорные стенки, защитные сетки, чтобы уголь не смывало дождями в морскую акваторию и не разносило пыль по микрорайону. Насколько эффективны эти меры — судить экологам. Кроме того, на перегрузочную технику заказали специальные оросители. При открывании грейфера из форсунок будет выбрасываться поток воды в виде тумана, с помощью которого поглощается угольная пыль. Зимой работают снежные пушки. Следим за тем, чтобы грейферы всегда плотно закрывались при выполнении погрузочно-разгрузочных операций. На причале терминала летом постоянно растут цветы, а в акватории порта люди купаются и ловят рыбу.

Будем и дальше развивать предприятие и совершенствовать производство. Моя семья, в которой растут две прекрасные дочери, также живёт во Врангеле. И я не меньше других заинтересован в улучшении экологической обстановки посёлка. Привлекаем местных и федеральных экологов, чтобы они подсказали, что ещё можно сделать в оздоровлении окружающей среды. Закрыть угольные компании, чего сегодня требуют некоторые активисты, — не выход. Ведь тогда без средств к существованию останутся 60 наших работников и их семьи, а также шахтёры, которые завязаны на наш порт, и часть железнодорожников. Предприятие перестанет платить налоги. По результатам прошлого года Восточный лесной порт внёс в местный бюджет 13,2 млн рублей и почти полмиллиона — в федеральный. Благодаря стабильной работе удалось вложить в строительство новых складских площадей 28 млн рублей и на 60 млн приобрести новой техники. Не менее плодотворным в этом плане оказался и нынешний год.

Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике Социальный ракурс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.