Чем дальше в историю уходят страницы открытия и освоения дальневосточных рубежей России, тем всё больше и больше осознаёшь величие подвига русских первопроходцев, ступивших на эту землю и подаривших ныне живущим прекрасное место на земле с гордым названием Приморский край. Трудно представить, что каких-то 170 лет назад здесь были «ничейные земли» и не «пахло русским духом». Казалось бы, за это время история дальневосточных земель изучена вдоль и поперёк. Но при всём этом остаются вопросы, на которые пока не найдены ответы. Давайте вместе окунёмся в глубь прошлых столетий.
Первое упоминание об этом регионе, сохранившееся в древних летописях, дошедших до наших времён, относится ко второй половине VII века (668 год), когда на берегах Тихого океана существовало высокоразвитое государство Бохай, основанное одним из влиятельных вождей мохэских племён Да Цзожуном. Вчитываясь в многочисленные монографии, кандидатские и докторские диссертации по истории Бохайского государства, невольно осознаёшь величие того народа, который, без всякого сомнения, искал выход к Великому океану, а значит, не мог обойти стороной бухты и заливы, на которых расположены современные приморские поселения. Но ни в одном документе нет прямого упоминания об этом историческом факте.
Спустя 550 лет достигает своего расцвета чжурчжэньская империя Цзинь – сильное, самобытное государство с границами почти до берегов реки Амур. По мнению большинства историков, занимающихся изучением того периода, культурная составляющая народа была самой высокой среди всех известных государств Юго-Восточной Азии. Достаточно сказать, что чжурчжэни первыми ввели в обращение бумажные деньги, начали отливать серебряные монеты. Чжурчжэньская империя делилась на 19 провинций, в которых проживало около 45 млн человек. В 1234 г. самобытное государство пало под натиском татаро-монголов. И здесь возникает вопрос: отчего на этой климатически привлекательной территории с богатейшими природными ресурсами вообще не существовало никакой цивилизации в последующие четыреста лет?
Следующим официальным упоминанием можно считать описание и карту, составленную иноком Михаилом в 1676(8) г. Он писал: «А наша земля Никанская от Богдатской земли стоит на востоке, река да есть в нашей земле Бучен (Сучен, Сучан, Партизанская) порубежная, а пала та река своим устьем в море (Японское). Людей тех зовут никаны, лица у них бородатые. Никанская земля несказанно велика… Да в той земле никанской родит золото и серебро, а жемчуг в раковинах находится в реке…». Удалось установить, что инок Михаил прибыл в эти места морским путём. Но отчего составленная им карта так и не стала основополагающим документом, по каким-то причинам «забыта»? И отчего такое мощное государство внезапно «исчезло», не оставив следов в истории?
8-17 декабря 1709 года французские отцы-иезуиты Жан-Боне Рене и Пьер Карту совместно с австрийцем Клавье Физелли проводили топографическую съёмку территории от севера Кореи до дельты реки Амур. 22 июля 1710 года они вновь вернулись в этот регион, где до 14 декабря сумели нанести на карту часть территории, граничащей с Россией. Результаты их работы были включены в «Карту Китая и окружающих земель», опубликованную в Пекине в 1719 г. В 1737 году появилось отдельное издание «Нового атласа Китая» д’Анвиля – географа французского короля, члена Парижской и Петербургской академий наук. С 1726 г. д’Анвиль являлся главным картографом военно-морских сил Франции, составляя подробные карты Восточной Азии. В то время и появились на картах многочисленные названия на картах французского происхождения.
В 1857 г. (возможно, по заданию ВМС Франции) с судов французских китобоев высадились два французских путешественника-исследователя, собравших обширный материал, произведших описание и гидрографические исследования береговой черты. Завершив работу, они отправились пешком в обратный путь через Маньчжурию в Китай, намереваясь оттуда попутным судном добраться до родины. Лишь одному из них (второй погиб) посчастливилось вернуться во Францию и опубликовать собранные материалы. И вновь вопрос: почему географическое открытие не получило международную известность? Значило ли это, что ВМС Франции возлагали на эти территории особую миссию и не спешили поделиться имеющимися данными? И лишь в 1861 г. английский журнал «Таймс» со ссылкой на материалы французского географического общества и исследования господина Поля Бортье опубликовал имеющиеся данные по нашему региону.
«Наступление» на Дальний Восток шло как бы с двух сторон. В XVI – XVII веках произошло значительное расширение территории Российского государства. В состав России была включена Западная Сибирь, усилилось движение первопроходцев на восток. В августе 1639 г. русские казаки под командованием Ю.И. Москвитина впервые вышли на берега Тихого океана, положив начало присоединения к России народов, проживающих на дальневосточных территориях. Первые столкновения русских людей с маньчжурами (а не китайцами) произошли в бассейне реки Амур, заселённой племенами дауров, дючерей, эвенков и т.д. Известный китаевед Н.Я. Бичурин приводит высказывание китайского императора, относящееся к 1700 году: «Нерчинск и другие места первоначально принадлежали поколениям бурятскому и уренхойскому…».
Первой крупной антирусской агрессивной мерой Цинского правительства (государство «Позднее Цзинь») было насильственное переселение в 1653 – 1655 гг. дауров и дючерей с Амура в глубь Маньчжурии, на реку Наун (Ноттен). В 1656 году Онуфрий Степанов, начальник одного из отрядов Ерофея Хабарова, сообщал, что от укрывшихся в лесах «немногих дауров и дючерей» ему стало известно, как «их, иноземцев, дючерских людей, богдайский царь велел свести с великой реки Амура к князю Шингессук-реки (устье Сунгари) в свою богдатскую землю», а «житьё, их юрты, богдайского царя князец Сергудой сожёг и до конца разорил».
К 1689 г. относится первый русско-китайский пограничный договор, получивший название «Нерчинский трактат». Его содержание, и, прежде всего, территориальные статьи, были навязаны России силой, когда г. Нерчинск, где находилось всего 1,5 тысячи казаков и стрельцов без достаточного количества боеприпасов, был осаждён маньчжурскими войсками численностью около 17 тыс. человек, оснащённых к тому же артиллерией. Российский посол Ф.А. Головин вынужден был уступить русские владения по среднему течению Амура в районе рек Аргунь и Горбица (левый приток Шилки). Сами маньчжурские власти после подписания трактата признали, что земли в Приамурье, полученные по договору, никогда ранее не принадлежали Китаю.
Исторически установлено, что ещё до подписания Нерчинского трактата ни одна из частей современного Дальнего Востока не входила в состав Китайской империи. Окончательно это подтвердили в 1842 – 1845 гг. в отношении южной части Дальнего Востока путешественник и естествоиспытатель А.Ф. Миддендорф, в 1849 – 1855 гг. в отношении Приамурья – географ и мореплаватель Г.И Невельской, в 1857 – 1858 гг. в отношении самых глубинных районов Уссурийского края – М.И. Венюков, доказавший независимость Приуссурья от соседних с юга и запада государств.
договор о присоединении к России левого берега Амура до устья и совместного владения Уссурийским краем был подписан 16 мая 1857 года в китайском городе Айгунь. От российской стороны подпись поставил Всемилостивейшего государя императора и самодержца всея Руси генерал-адъютант, генерал-губернатор Восточной Сибири, генерал-лейтенант и разных орденов кавалер – Николай Муравьёв (за что и был произведён в графы Российской империи с наименованием – Амурский); с китайской стороны – Амурский главнокомандующий И. Шань и командир фланга Джирмайнга.
Институт генерал-губернаторства сформировался в Приамурском крае в период с 1847 по 1917 гг. Семьдесят с небольшим лет для истории – срок не столь существенный, но он наложил особый отпечаток на ход развития территории, на тысячи километров отдалённой от центра.
В связи с интенсивным освоением Дальневосточного края 14 ноября 1854 года была образована Приморская область, а 16 июля 1884 г. создаётся Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого вошли Забайкальская, Амурская, Приморская области и остров Сахалин. Три десятка царских ставленников, наделённых широчайшими полномочиями, в разное время руководили восточной окраиной России. Кому-то из них судьбой было предназначено продолжительное пребывание на столь ответственном посту, кто-то по вполне объективным причинам не задерживался в крае более одного-двух лет. Благодарные потомки в знак признания величайших заслуг перед Отечеством оставили имена многих из них истории в географических открытий, названиях населённых пунктов, улиц и проспектов, учреждений и культурных центров.
Октябрь 1917 г. коренным образом изменил политическую ситуацию в России: последовало экономическое, социально-культурное и территориально-административное переустройство государства. 25 декабря 1917 г. — 1 января 1918 г. в Хабаровске состоялся III краевой съезд Советов, избравший Дальневосточный краевой исполком Советов, в который вошли: М. Губельман, А. Краснощёков, Н. Любарский, П. Минаев, Д. Носок, М. Чесноков. Председателем исполкома стал А.М. Краснощёков, секретарём – М.И. Губельман. Съезд передал всю полноту власти на Дальнем Востоке краевому комитету Советов и поручил ему «проводить неуклонно в жизнь все декреты, постановления и распоряжения рабочего и крестьянского правительства в лице Совета народных комиссаров». Решением съезда Приамурское генерал-губернаторство было упразднено.
23 октября 1920 г. в Чите открылась конференция областных правительств Дальнего Востока, принявшая декларацию, что вся территория от Байкала до Тихого океана объявляется независимой, единой и неразделённой республикой. Было избрано Временное правительство Дальневосточной республики. Все областные правительства, кроме Приморского, признали декларацию и самораспустились.
21 марта 1921 г. Учредительное собрание ДВР именем избравшего его народа декларировало перед всем миром независимость и самодеятельность Дальневосточной демократической республики на территории от р. Селенга и оз. Байкал до Тихого океана, заявило о недопустимости иностранного вмешательства в дела ДВР; о переходе договорных прав бывшей Русской империи на КВЖД в Дальневосточную республику.
26 апреля 1921 г. Учредительное собрание ДВР избрало новое правительство, была принята Конституция Дальневосточной республики, учредительное собрание переименовано в Народное собрание ДВР.
25 октября 1922 г. части Народно-революционной армии и партизан в 16.25 вступили во Владивосток.
15 ноября 1922 г. ВЦИК РСФСР удовлетворил просьбу Народного собрания ДВР о воссоединении Дальневосточной республики с РСФСР. На территории ДВР была образована Приморская область, в состав которой вошли: Прибайкальская, Приморская (с северной частью о. Сахалин), Камчатская губернии и Бурятская область. Дальний Восток перешёл на мирные рельсы социалистического строительства.
20 октября 1938 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделён на два: Хабаровский и Приморский. Приморский край был образован в составе Приморской и Уссурийской областей.
Юрий МЕРИНОВ, писатель