Согласно новому Закону «О техосмотре», который вступит в силу первого января 2012 года, контроль за исправностью автомобилей перейдет к страховым компаниям. Но случится это не сразу, пояснил нам временно исполняющий обязанности начальника межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД №3 по Приморскому краю капитан полиции Сергей МАЦЮК.
— В законе, — сказал Сергей Мацюк, — есть положение о том, что МВД будет проводить техосмотр до первого января 2014 года. То есть параллельно будут действовать две линии – страховщики, которые займутся аккредитацией операторов техосмотра, и привычные населению пункты, действующие по договору с ГИБДД. Автовладелец сможет выбирать, что ему удобнее на данный момент.
— Что изменится в порядке техосмотра?
— Периодичность проведения техосмотра изменена незначительно. Более существенной может оказаться разница в цене. По линии МВД стоимость остается прежней – 300 рублей госпошлины плюс, в зависимости от типа транспортного средства, расходы на диагностику. Страховые компании выставят свои цены, но не выше планки, которую установят регионы. Машина на пункте техосмотра, аккредитованного страховщиком, пройдет проверку только после заключения соответствующего договора. Если ее признают исправной, то информация о пройденном техосмотре «вобьется» в электронную базу данных. На первом этапе будет выдаваться талон техосмотра, с которым автовладелец может идти в страховую компанию и получать полис ОСАГО. Без пройденного техосмотра заключить договор страхования нельзя. И только после получения страхового полиса можно регистрировать транспортное средство. С момента техосмотра до регистрации машины должно пройти не более пяти суток.
Новый закон призван упростить процедуру ТО. Представить транспортное средство в пункт техосмотра сможет не только его владелец, но и любое лицо на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме. Помимо этого будет нужно предоставить документ, удостоверяющий личность, и документы на машину.
Новые автомобили будут освобождены от ТО на три года, машины в возрасте до семи лет должны будут проходить его один раз в два года, свыше семи лет — один раз в год. Исключение составят пассажирский транспорт и грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 3,5 т: первые должны будут проходить ТО один раз в полгода, вторые — ежегодно.
На устранение неполадок автовладельцам будет дано 20 дней, затем проверку проведут только по выявленным недостаткам. Однако это правило не действует, если повторный техосмотр проводится в другом пункте ТО или у другого оператора.
Помимо этого новым законом установлена ответственность оператора ТО перед владельцем транспортного средства. В частности, если в ходе проведения техосмотра оператором не выявлены технические неисправности либо они выявлены, но сведения о них не внесены в диагностическую карту, оператор ТО должен будет возместить в полном объеме вред, причиненный вследствие таких неисправностей.
— Где сейчас можно пройти техосмотр?
— На данный момент в Находке работает один пункт ТО – в районе ЗКПД по ул. Шоссейной, 173-а. Действует пункт в селе Владимиро-Александровском (ул. Лазо, 125-а).
— Как готовятся к работе по техосмотру страховщики?
— Насколько мне известно, Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил о создании в своей структуре нового подразделения, которое будет регулировать взаимоотношения с организациями, занимающимися проведением техосмотра автомобилей, – управления по организации технического осмотра и аккредитации. Также создается единый общероссийский реестр, в котором будет отображаться каждый автомобиль, получивший талон техосмотра. Аккредитация в РСА станет обязательной для всех участников рынка. Для получения права на проведение техосмотра организация должна обладать соответствующей технической базой, включая измерительное оборудование, иметь в штате хотя бы одного технического эксперта и обладать возможностью ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о результатах. При этом РСА оставляет за собой возможность контролировать организации, которые будут осуществлять техосмотр, и отзывать у них лицензии в случае недобросовестного исполнения обязательств. Поводом для отзыва может послужить наличие двух подтвержденных жалоб в течение одного года. Работа страховщиков по нормативным актам (порядок проведения ТО, условия аккредитации, ценовая политика) должна быть завершена к первому января 2012 года.
— Прибавится ли пунктов техосмотра?
— Думаю, прибавится. Объединение страховщиков должно совместно с субъектами федерации рассчитать минимальное количество пунктов, необходимое для нормальной деятельности ТО и для удобства населения. Как это будет выглядеть на деле, можно только догадываться. У регионов, очевидно, есть возможности заинтересовать потенциальных участников этого бизнеса.
— Как отреагировали автомобилисты на временную отмену техосмотра?
— В связи с постановлением правительства № 412 от 24 мая, вступившим в силу четвертого июня 2011 года, количество транспортных средств на пунктах ТО резко сократилось. Причем убавилось и число грузовых машин и автобусов, на которые мораторий не распространяется. Это неправильно. Нельзя забывать, что санкция за непройденный техосмотр пока еще сохранена. И нужно помнить, что любое транспортное средство — объект повышенной опасности. К виновнику аварии, не прошедшему техосмотр, будут приняты более строгие меры.
На мой взгляд, содержать машину в исправном состоянии необходимо вне зависимости от того, есть мораторий или нет моратория. А как узнать, что машина исправна? У себя в гараже, даже имея большой опыт вождения, вы этого сделать не сможете. Мой совет: пройдите ТО. Да, это связано с денежными затратами, но они мизерны по сравнению с тем, что может произойти в ДТП.
Беседу вел Юрий БОДУХИН
фото Оксаны Данильченко