Как и где провести с пользой свободное время? С тех пор, как мальчишки из школы № 12 стали заниматься в секции спортивно-познавательного туризма, вопрос отпал сам собой.
… Один из выездов на хребет Чандолаз. После шестикилометрового перехода, короткого отдыха с завтраком у любителя природы Григория Лебедева, гостеприимного хозяина дачного участка, ставшего на время нашим приютом, — подъем к пещерам. Их здесь много!
Наш руководитель — инструктор Владимир Трофименко — еще в начале 70-х годов 20-го столетия с друзьями-спелеологами из клуба «Сихотэ-Алинь» занимался исследованием этого карстового района. В одной лишь малой седловине Чандолаза известны пещеры Сквозная (она же имени Карла Либкнехта), Романтиков, Мечта спелеолога, Малая, Медвежий Клык. Есть еще, но они укрыты даже от специалистов по восхождению. Например, бард и поэт Сергей Денисенко не желает открыть доступ к одной из них по причине, что это его личная пещера. Здесь он прячет свое снаряжение и оборудование. Достает в редкие дни посещения, когда здесь творит, ощущает необычную энергетику и связь с космосом.
Спелеологи из Владивостока, открыв несколько пещер, также не спешат заявлять об этом, хотя в узком кругу о них известно. Нынешний наплыв туристов, посещающих пещеры Чандолаза с представителями турфирм, далек от заповедей истинных любителей и хранителей природы. Им ничего не стоит оставить мусор после себя, незатушенные костры. В пещерах они ломают сталактиты и сталагмиты (на память!). Стоит ли показывать таким только что открытую красоту, куда луч света не попадал веками?
«Ребята, смотрите! Здесь недавно произошел обвал! Часть входа в пещеру Сквозная засыпало», — Владимир Владимирович обеспокоен. Неизвестно, произвольно или после взрывов скальных участков Чандолаза для возведения опор для новой высоковольтной трассы рассыпалась скала, возвышающаяся над пещерой. Если последнее, то наступающая цивилизация наносит урон природе. А где гарантия, что она, наша кормилица, не ответит тем же: землетрясениями, цунами и ураганами?
… Осматриваем своды огромной пещеры. Многие из нас раньше и не знали, что в природе такое возможно. Вездесущий Андрей Попов уже выбрался через запасной лаз на другую сторону Чандолаза. Так в годы гражданской войны в Приморье ушли от интервентов и белогвардейцев партизаны в долину села Новолитовск. Мы следуем за Андреем. С высоты скал любуемся панорамой. Красота-то какая! Дальше мы у пещеры Малая. Она доступна лишь тем, кто не боится темноты и узких лабиринтов-шкуродеров. Вот где мы поняли, что умение вязать узлы в обычных условиях – это одно, а в сплошной темноте, не зная и не понимая, за что же его укрепить, — это совсем другое! Опытный руководитель (как-никак, а экс-чемпион СССР по экстрим-туризму) с Максимом Иголкиным без страховки спустились вниз. Нам же он строго-настрого запретил лезть без применения веревки. И тут началось! Ни я, ни мои друзья по походу не смогли без подсказки руководителя ее закрепить. Короче, нельзя без опытных проводников-наставников лезть в сложные пещеры, на скалы…
Где-то внизу мерцает свет фонаря, слышен приглушенный голос Максима. Он упорно продвигается в большой зал пещеры. Но сначала надо проползти буквально на животе, выдохнув воздух, два-три метра по шкуродеру. Он действительно таков: не имея спецодежды, можно поцарапать тело. А последовавший следом Сашка через несколько минут, как ужаленный, выскочил из шкуродера: «Там мыши и какие-то пауки!».
— Ты что, летучих мышей испугался? – с лёта реагирует на испуг наш руководитель. – И пещерных кузнечиков принял за пауков.
Самые смелые — Богдан Северинов, Толя Ужов, Андрей Попов, Степан Северин и я в их числе — полезли в глубь пещеры. Несколько минут, и мы в полный рост ходим по узкому коридору. Красно-бурые стены с карролитами, лунное молоко и даже пещерный жемчуг (его строго-настрого запретил брать Владимир Владимирович) с вечными обитателями вечной темноты (летучими мышами) были долгим предметом нашего разговора по пути назад, в базовый лагерь. Решили еще раз выехать дней на пять в этот же район. А вдруг и нам удастся сделать СВОЕ открытие? Может, именно мы найдем пещеру Партизанскую, о которой знали жители окрестных деревень, о ней писал в своей книге «Тайна хребта Чандолаз» писатель Станислав Кабелев. Где она, кто ее замуровал и действительно ли в ней спрятаны клады, отнятые у интервентов? Как хочется стать первооткрывателем! А еще для нас интересны геологические находки в виде марионов, кварца, вулканического туфа и других горных пород, монеты и предметы быта жителей, проживающих на хуторах вблизи Находки в начале XIX века. И на это не жалко свободного времени.
Максим ИСАЕВ