Широко известный термин «интеллектуальная собственность» до недавнего времени представлялся больше абстракцией, которая «где-то у них» работает, а у нас лишь «имеется в наличии». Принятие в 2006 году четвертой части Гражданского кодекса РФ изменило ситуацию. Правительство обозначило готовность серьезно заниматься вопросом защиты интеллектуальной собственности. С одной стороны, этот факт не положил конец спорам о пользе и целесообразности регистрации объектов интеллектуальной собственности. С другой — все чаще представители бизнеса задают вопрос: каким же образом пройти такую регистрацию и можно ли это сделать без помощи юриста?
Защита интеллектуальной собственности перестала быть проблемой исключительно крупных компаний. Средний и малый бизнес также приходит к пониманию необходимости оберегать результаты своего труда от нечистоплотных любителей «погреться за чужой счет». Логотип как один из главных элементов, выделяющих компанию или ее продукцию из общей конкурентной массы, страдает в первую очередь. Не удивительно, ведь он легко запоминается и дает возможность быстро идентифицировать продукт. Регистрация товарного знака – это первый шаг к формированию корпоративной линии безопасности, не позволяющей работать «под вашей вывеской» паре-тройке ушлых дельцов.
Комментирует эксперт в области юридического сопровождения участников ВЭД, генеральный директор Юридической компании «ВЭД-ГАРАНТ», Александр Резников:
— Вопрос защиты объектов интеллектуальной собственности перестал быть чем-то оригинальным. Что касается регистрации непосредственно товарного знака и знака обслуживания, то речь идет не только об элементе корпоративной безопасности. Пожалуй, здесь на первый план выходит уровень лояльности к деловому партнеру. Считается, что если компания потратила силы на разработку и регистрацию товарного знака, она подчеркивает серьезность и долгосрочность собственных намерений. Фирма-однодневка едва ли будет затрачивать усилия на эту процедуру. Не стану говорить обо всех, но большая часть наших клиентов, желающих зарегистрировать товарный знак, первоочередной задачей ставят именно повышение уровня доверия к их компании со стороны участников бизнеса.
-
Процедура регистрации товарного знака – насколько это сложно?
— Каких-то особенных сложностей нет. В первую очередь нужно запастись терпением и понять, что время здесь – это наиболее затратный ресурс. Регистрация товарного знака — процесс небыстрый. В среднем для получения свидетельства на товарный знак, при корректном оформлении сопроводительной документации, уходит около 8 месяцев. Это при условии, что регистрирующий орган не будет проводить дополнительные экспертизы, направлять запросы и прочее. Вообще, сроки регистрации могут существенно колебаться.
-
Можно ли остановиться подробней на самом механизме регистрации?
— Здесь три основных этапа: подача заявки, проведение экспертизы и в заключение — регистрация в Государственном реестре товарных знаков. Если кратко рассматривать каждый из этапов, то:
1. Заявка. Подразумевается подача заявки на государственную регистрацию товарного знака в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). Форма заявки и порядок её заполнения утверждены приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания». Эта форма доступна на сайте Роспатента.
При заполнении заявки необходимо указать обозначение, перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Это единственная классификация товаров и услуг, которая используется на территории РФ. Нужно отметить, что охрана обозначения предоставляется непосредственно с момента, когда была принята заявка (конечно, если знак в итоге зарегистрируют).
2. Экспертиза. Проводится Роспатентом и включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака. В первом случае проверяется наличие необходимых документов, их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению.
Здесь важно понимать, что срок проведения данного вида экспертизы законодательно не регламентирован. Это главная причина, по которой гарантировать точные сроки регистрации не представляется возможным. По результатам экспертизы заявленного обозначения Роспатент принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. В случае положительного решения вопроса заявителю направляется заключение по результатам экспертизы и решение о государственной регистрации товарного знака.
3. Регистрация. На основании решения о государственной регистрации товарного знака Роспатент осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. В течение 1 месяца со дня такой регистрации выдается свидетельство на товарный знак.
В настоящее время на сайте Роспатента можно ознакомиться не только с Государственным реестром товарных знаков, но и отследить движение заявок в Реестре заявок на регистрацию товарных знаков. Кроме того, в проекте Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект, внесенный в ГД ФС РФ N 47538-6) рассматривается норма, в соответствии с которой Роспатент обязан будет публиковать в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на товарные знаки.
-
Дорогое ли это удовольствие – регистрация товарного знака?
— Могу лишь сказать, что услуга вполне доступна. Несмотря на то, что существуют фиксированные тарифы для каждого из этапов регистрации, итоговая стоимость во многом зависит от самой компании, желающей зарегистрировать знак. В основном на сумму оказывают влияние количество классов товаров и услуг, в отношении которых испрашивается охрана, а также число юридически значимых действий, осуществляемых регистрирующим органом.
Таким образом, вопрос «регистрировать или нет» продолжает оставаться открытым для каждого отдельно взятого владельца бизнеса. Какое бы решение ни принималось, оказывается, что регистрация товарного знака сегодня – это прозрачная и четко регламентируемая процедура. В заключение еще пара советов от эксперта:
— Перед подачей заявки, в целях предотвращения признака тождественности заявляемого обозначения, рекомендую пользоваться возможностью проведения предварительного поиска. В нашей стране такая услуга предоставляется «Федеральным институтом промышленной собственности» (ФГУ). Этот орган формирует отчет, в котором содержатся знаки, имеющие сходные элементы, с указанием правообладателя и классов товаров либо услуг. А значит, у заявителя появляется возможность при необходимости внести корректировки в обозначение перед обращением в регистрационный орган.
Также полезной будет информация о требованиях, которым обозначение должно соответствовать, чтобы пройти регистрацию. Вам поможет статья 1483 ГК РФ, где установлены основания отказа в государственной регистрации товарного знака.
Константин Вальтер