Речь исправляет… музыка

Проходя педагогическую практику в коррекционной школе, Елена Курильская, выпускница отделения музыкального образования Находкинского музыкального колледжа, столкнулась с большим количеством нарушений речи у детей. Это и заикание, и гнусавость, и шепелявость – речь нечленораздельная, а иногда даже просто непонятная. Конечно, с такими ребятами занимается школьный логопед, но Елена решила помочь им ещё и с помощью уроков музыки. За работу мы взялись с энтузиазмом. Пришлось пересмотреть много литературы, ведь такие занятия не совсем похожи на обычные уроки музыки.

Известно, что пение и движение оказывают положительное влияние на детей с разного рода речевыми нарушениями. Дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Вот эту естественную моторно-эмоциональную реакцию ребят и предстояло сделать осмысленной. Через двигательные упражнения развивать моторику, просодическую (выразительную) сторону речи, будить творческое воображение. Так, чистоговорки, применяемые в логопедии для автоматизации звуков, не только проговариваются, но и пропеваются на каждом занятии – с простукиванием ритма, щелканием пальцами, притопыванием. Такие логоритмические упражнения помогают детям говорить без заикания.

Чтобы преодолеть монотонность в речи, добиться интонационной выразительности и внутренней свободы, нужно было подбирать такие упражнения, которые координировали дыхание, силу и тембр голоса.

Для развития эмоциональной отзывчивости и диапазона голоса мы стали использовать пальчиковые игры, упражнение «Кривое зеркало». Особенно детям нравится заниматься музыкально-театральными упражнениями, музыкальными играми и скороговорками, которые помогают автоматизировать произношение разных звуков. Поначалу было сложно: дети зажаты, стеснялись проявлять себя. Но из урока в урок Елена кропотливо добивалась поставленной цели. И, как говорится, «вода камень точит» – школьники стали посещать занятия с интересом и принимать в них активное участие.

Конечно, логопедическое направление для начинающего учителя музыки очень перспективно. Наверное, поэтому Елена решила выбрать его в качестве темы своей выпускной дипломной работы, защищать которую ей предстоит уже совсем скоро. А основным материалом послужат занятия в Находкинской коррекционной школе.

Любовь ПЕТУХИНА, преподаватель отделения музыкального образования Находкинского музыкального колледжа
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.