Руслан МАНОКОНОВ: Важно то, что на пользу людям

На мартовском заседании краевого парламента депутаты утвердили отчет о работе Законодательного собрания за 2010 год и предварительные итоги деятельности нынешнего четвертого созыва. 4 декабря нынешнего года жители края изберут депутатов пятого созыва. С  каким позитивом завершают свою работу нынешние парламентарии?        Об этом наша беседа с  Русланом  МАНОКОНОВЫМ.

  • Руслан Александрович, что в  итогах работы  Законодательного собрания  вы считаете наиболее важным?

В прошлом году проведено 13 заседаний, рассмотрено 540 вопросов, принято 518 постановлений, вступили в силу 168 новых законов. При этом мы руководствовались одним принципом — важно то, что на пользу людям. В перечне наиболее значимых является закон о защите прав ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью.  В административное законодательство внесены статьи, устанавливающие санкции для родителей, юридических  лиц, предпринимателей за нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время без сопровождения взрослых в общественных местах, предприятиях досуга, местах продажи алкогольной продукции.  В условиях, когда никто из взрослых прежде не нес серьезной ответственности за  судьбу детей и подростков и они спокойно могли проводить все свободное время, включая ночное,  по своему усмотрению, мы столкнулись с тем, что был отмечен рост правонарушений, связанных с несовершеннолетними, фактами насилия над ними. Опасения медицинских работников за здоровье, в том числе психическое состояние, стали еще больше. Нынешние серьезные штрафы для родителей и юридических лиц, разрешающих  детские «прогулки» после 23 часов и до утра, продающих подросткам запрещенные издания, в том числе эротические, допускающих ночью  к игровым автоматам, должны эту вседозволенность остановить. И у депутатского корпуса еще будет время проконтролировать исполнение этого закона. 

 Значимым стал закон об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Меры, предложенные депутатами, позволили использовать средства краевого бюджета на приобретение жилья  для ветеранов Великой Отечественной войны, а не только на доплату разницы стоимости одного квадратного метра.  В прошлом году  жильем были обеспечены 1289 человек. Это хороший показатель, стоящих в очереди на получение благоустроенного жилья сейчас гораздо меньше. И хотя законодательство разрешает ветеранам войны встать на очередь в любое время, и этой возможностью многие еще воспользуются, наше решение сослужит фронтовикам, их вдовам добрую службу. 

Полностью выполнены ранее принятые обязательства по финансированию ежемесячных расходов на денежное вознаграждение за классное руководство, на организацию  бесплатного питания учащихся 1 – 4 классов. Большую социальную значимость в  области материнства и детства имеет закон в поддержку семей, в которых одновременно родились трое и более детей, путем приобретения жилья для них. Число таких семей в крае не столь велико, но для них очень важно наше понимание их главной проблемы. Не остался незамеченным приморцами и закон о льготах по оплате коммунальных услуг для тружеников тыла, в том числе и работающих в тылу во время войны с Японией. Им также предоставлено право на компенсацию в размере 50%  стоимости проезда в транспорте городского и пригородного сообщения. Такое решение было принято впервые за многие годы в ответ на многочисленные обращения тружеников в различные инстанции. В данном случае справедливость восторжествовала.

  •  2011 год – финальный в деятельности краевого парламента четвертого созыва. Какие показатели вы бы отметили?

 С 2006 года нами  принято 724 закона  и 2504 постановления. Существенными для социально-экономического развития края на долгосрочную перспективу считаю законы о стратегии развития Приморья до 2025 года, об инновационной деятельности, который рассматривает науку отраслью экономики. Инновационная экономика – основной фактор повышения конкурентоспособности края. Заслуга депутатов – принятие на федеральном уровне решения о защите корейского кедра на территории  Приморья.  Поддержку нам оказали депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации от Приморского края, что позволило совместными усилиями добиться запрета на заготовку кедра на уровне государства. Следующим шагом стал контроль за выполнением этого постановления.  Среди новых задач – участие региональной законодательной власти   в противодействии коррупции.

В марте мы заслушали и отчет контрольно-счетной палаты  Законодательного собрания за 2010 год. Главный итог работы аудиторов – возвращение в  приморскую казну 64,6 млн рублей. Контролеры провели 55 проверок, в том числе годовых отчетов муниципальных образований, подготовки приморской столицы  к саммиту АТЭС, краевых целевых программ и т.д. Палата обращала пристальное внимание на такие важнейшие социальные вопросы, как обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в опекунских семьях, обеспечение этих же категорий детей бесплатным проездом в общественном транспорте.

В ходе проверки выяснилось, что такая льгота в нарушение федерального законодательства детям не предоставлялась с 2006 года, в результате чего не исполнены расходы на общую сумму три миллиона рублей. По результатам проверки сделаны соответствующие выводы, а итоги были  рассмотрены на заседаниях нескольких комиссий собрания. Неутешительными оказались результаты проверки по обеспечению сирот жилыми помещениями. С одной стороны, депутаты констатируют, что средств на эти цели в краевом бюджете явно недостаточно, с другой — средства в краевом бюджете в сумме 25 млн рублей  в течение последних трех лет оказались невостребованными. Как такое могло случиться? Есть о чем поговорить в расширенном составе. Сейчас в очереди на получение жилья состоят 677 детей-сирот. Если  приобретать для них жилье темпами последних двух лет, а это значит менее половины от запланированных объемов, то решать такую важнейшую социальную программу мы будем от 8 до 17 лет. Сроки недопустимые.

  •  На апрельском заседании Законодательного собрания Приморского края будет рассмотрен законопроект «О социальной  поддержке граждан в сфере ипотечного жилищного строительства в Приморском крае». В  чем его суть и  каковы условия оказания такой поддержки?

Программа помощи жилищного строительства через ипотеку в крае действует уже несколько лет в рамках постановления губернатора. Её участниками стали более 200 семей. В 2011 году по инициативе  Сергея Дарькина  решено придать ей статус регионального закона, что значительно расширяет возможности социальной поддержки.   А в ней нуждаются очень многие. На прием ко мне приходят с просьбами посодействовать в получении льготной ипотеки, на что кредитные учреждения идут неохотно.  На мой взгляд,  новый закон максимально  социально ориентирован и доступен для жителей Приморья. Размер выплаты составляет не  менее 50%  от размера выплат по процентам. Она  предоставляется ежемесячно на протяжении первых пяти лет, начиная  от  даты выдачи ипотечного жилищного кредита.

 Предполагается, что граждане, не имеющие жилья или его площадь ниже установленной нормы, могут получить социальную выплату на компенсацию части расходов при оплате процентов по ипотеке. При этом существует ряд условий: приобретаемое жилье должно быть новым, сумма ипотечного кредита не должна превышать 2,5 миллиона  рублей, а размер выплаты будет рассчитываться из максимальной процентной ставки кредитного учреждения в 15% годовых.

В документе определен размер площади жилья, которая попадает под выплату. На семью в два человека – 42  квадратных метра, три человека и выше – по 18 квадратных метров на каждого. Думаю, что в дальнейшем нужно  будет пересматривать и суммы по кредитам, и размер первоначального взноса. Тем, кто хотел бы воспользоваться таким преимуществом при ипотечном жилищном строительстве, придется  обратиться в департамент социальной защиты Приморского края. Закон  направлен прежде всего на поддержку молодых семей, которым  и без ипотеки  жилищный вопрос не решить, и платить  проценты в одиночку тяжело.

  •  Говоря о социальной значимости решений парламента, возникает вопрос: чем руководствуются депутаты, обсуждая актуальные проблемы края?

 Знаниями о реальной ситуации и статистикой. Если она тревожная, к депутатам поступают многочисленные обращения граждан с просьбой вмешаться и помочь, то разговор о наболевшем состоится обязательно, чтобы найти правильное решение. Пример тому — тема обеспечения малышей местами в детских дошкольных учреждениях. В Находке этот вопрос решается и проблем больших не возникает. В крае, и во Владивостоке в первую очередь, дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях ощущается особенно остро. В очереди – 34 тысячи детей. Муниципалитеты финансово не в состоянии построить и обеспечить достаточное количество мест.

 Поэтому мы предлагаем решить проблему  за счет расширения федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», дополнив ее подпрограммой «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений». Это позволит предусмотреть в федеральном бюджете 15 миллиардов рублей для строительства 60 детских садов в регионах Дальнего Востока и решить проблему с предоставлением мест в детских учреждениях, обеспечив прозрачность процедуры постановки на учет и предоставления места в конкретном  саду. Мы обратились в министерство образования с предложением разработать программу по развитию сети дошкольных учреждений в Дальневосточном федеральном округе и Забайкалье.

  • Депутаты утвердили изменения в Закон «Об административных нарушениях в Приморском крае». О чем идет речь?

В Приморье значительно увеличатся штрафы для должностных  и юридических лиц за неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов в области санитарного содержания городов и районов края. Речь, в частности, идет о нарушениях графика вывоза твердых бытовых отходов, сроков уборки снега и льда, сбросе и сжигании в неустановленных местах, сбросе строительных материалов и тары возле торговых и иных объектов и о других нарушениях. В новой редакции  штрафные санкции предусмотрены для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических — от 15 до 50 тысяч рублей. Для граждан суммы остались прежние – от 500 рублей до трех тысяч. Убежден, что только так можно заставить  предприятия, отвечающие за уборку городов и районов, навести порядок и обеспечить санитарную чистоту дворов и улиц.

Беседовала
Наталья ВОТЧАЛ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.