Вчера Законодательное собрание на своем последнем в уходящем году заседании утвердило в третьем, заключительном чтении бюджет Приморского края на 2014 год и плановый период 2015 – 2016 гг. Проект главного финансового документа был представлен в приморский парламент еще в октябре. Два месяца депутаты работали над его статьями.
На финише перед ними стояла задача, не злоупотребляя увеличением строки дефицита, гарантируя выполнение всех бюджетных обязательств, определить источники финансирования дополнительных средств на ряд социально значимых расходов. Удалось ли это приморским парламентариям? Наша беседа с депутатом заместителем председателя комитета по бюджетно–налоговой политике и финансовым ресурсам ЗС ПК Русланом МАНОКОНОВЫМ состоялась накануне завершающегося рассмотрения бюджета–2014.
— Руслан Александрович, к третьему чтению основные показатели бюджета уже определены. Насколько они подросли по сравнению с годом уходящим?
— Рост по доходной и расходной частям краевого бюджета существенный. Доходы запланированы в размере 73,1 миллиарда рублей, расходы – 79,8 миллиарда рублей, дефицит – 6,7 миллиарда рублей. Итоговый вариант бюджета следующего года — результат совместной работы депутатов, губернатора и администрации края. В ходе обсуждения проект дважды возвращался к процедуре первого чтения, когда есть возможность менять главные характеристики проекта. А необходимость в этом была очевидная.
Все партийные фракции внесли ко второму чтению огромное число поправок и предложений, оценив стоимость дополнительных вложений в общую сумму 1,3 миллиарда рублей. Речь идет о программах социальных и экономического развития региона. Значительная часть предложений при обсуждении проекта бюджета во втором чтении уже внесена в документ.
Например, на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи края дополнительно выделена очень серьезная сумма — 95,8 миллиона рублей. Серьезные вложения в эту часть здравоохранения очевидны — уже закуплены и поступили в города и районы новые машины скорой помощи, в том числе и в Находку, что сказалось на оперативности оказания экстренного вмешательства. Значительные отчисления запланированы в сфере образования, в том числе впервые в гораздо больших объемах на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения и развития, игр и игрушек в расчете на одного обучающегося. Заработная плата работников бюджетных учреждений с учетом ежегодного увеличения — отдельная строка стоимостью четыре с половиной миллиарда рублей.
— В чем, на ваш взгляд, значимость этих изменений?
— Прежде всего — в расширении степени нашего участия в решении проблем, актуальность которых подсказывает сама жизнь. Например, ряд уточнений напрямую касается детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семей. Работа по поддержке этой категории льготников началась в нынешнем году. Законодательное собрание внесло изменения в несколько краевых законов, гарантируя предоставление бесплатных земельных участков для многодетных семей, приемных семей, где воспитывается не менее трех детей.
При этом мы уравняли в правах родных и приемных детей при решении земельных вопросов. Мы поддержали предложение губернатора края о выделении земельных участков для семей с двумя детьми. Продолжением этих инициатив в пользу жителей края станут наши предложения об увеличении в следующем году размера пособий опекунам и приемным семьям, что очень важно для них.
— Руслан Александрович, на финише года краевой парламент обратился в Государственную думу с законодательной инициативой по трудовым пенсиям дальневосточников. В чем ее суть?
— Мы предложили Госдуме рассмотреть возможность внесения изменений в федеральный закон о трудовых пенсиях, предусмотрев в нем дальневосточный коэффициент к пенсии. Для Приморья это вопрос актуальнейший. Высокий уровень цен, сложные климатические условия, отдаленность от центральной части России — все эти факторы негативно влияют на жизнь приморских пенсионеров и требуют особого подхода при начислении размера пенсионных выплат. В крупных экономически развитых и самообеспеченных регионах России доплаты к пенсиям производятся за счет средств региональных бюджетов.
В дотационных дальневосточных районах такой возможности нет. Вместе с тем страховые взносы в Пенсионный фонд уплачиваются с сумм заработной платы, начисленной с учетом районных коэффициентов. То есть работающее население края платит больше, чем в других регионах страны, а для определения пенсий на всей территории РФ используются одинаковые фиксированные базовые размеры. Обращаясь к парламентариям, мы в своем обращении подчеркнули, что внесение изменений в закон в пользу дальневосточных пенсионеров повысит привлекательность Дальнего Востока, позволит успешнее решать главную задачу — создавать привлекательные условия для проживания на далекой окраине страны.
В письмах ветеранов труда в адрес Законодательного собрания пенсионная тема занимает лидирующие позиции. Разделяя озабоченность старшего поколения, льготных категорий граждан, мы сформулировали свою инициативу следующим образом: предлагается установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированные базовые размеры трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но для которых установлен районный коэффициент к заработной плате.
Наша инициатива полностью совпадает с позицией президента страны Владимира ПУТИНА, назвавшего развитие Дальнего Востока национальным проектом XXl века. Очень надеемся, что нас поддержат в Государственной думе и приморские пенсии всех категорий получателей подрастут. Добрые вести из Москвы станут настоящим подарком дальневосточникам в новом году.
— Руслан Александрович, с каким чувством на заседаниях Законодательного собрания голосуете за решения социальной значимости?
— Что они работают на благо приморцев и находкинцев в частности, территории края и нашего города. В этом году Находка получила из краевого бюджета 71 миллион рублей на ремонт дорог. Наш город вошел в краевую и федеральную программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, что означает финансирование из вышестоящих бюджетов строительства нового благоустроенного жилья. В крае – 17 государственных программ. И все действующие. Есть над чем работать.
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ
Фото Константина ШЕВКИНА