Недавно в «Находкинском рабочем» была опубликована статья «Читать или не читать — вот в чем вопрос», в которой автор, размышляя над проблемой падения интереса молодежи к книге, предложила читателям газеты продолжить начатый разговор. Я много думала над статьей и решила выразить свое мнение о значении книги и чтения в нашей жизни.
Когда окружающие начинают обсуждать эту тему, у меня складывается впечатление, что все ждут простого, но чудодейственного рецепта. К сожалению, чудес не бывает. Процесс приобретения читательских навыков – длительное и кропотливое дело, требующее психологической поддержки со стороны окружающих.
Многолетний опыт работы с читателями и книгой показывает, что дети и подростки в своем большинстве испытывают интерес к чтению, при этом не имеют устойчивой мотивации. Объясняется это рядом причин: неправильный подбор книг, отсутствие традиций семейного чтения, общий спад интереса к печатным изданиям, обилие других источников информации.
Проблема «нечтения» и ее негативные последствия приобрели такие масштабы, что, наконец-то, обратили на себя внимание психологов. Так, профессор Эммануэле Кастано и аспирант Дэвид Корнер Кидд из нью-йоркской Новой школы социальных исследований опубликовали статью, демонстрирующую, как беллетристика развивает мыслительные процессы, необходимые для сложной сферы социальных взаимоотношений между людьми. Важным оказывается тот факт, что чтение художественной литературы требует от человека сопереживания, стремления вместе с героем справиться с его проблемами, которые для читателя быть чужими уже перестают. Именно это есть не что иное, как воспитание разума с помощью чтения художественной литературы.
Не секрет, что привычка ребенка читать и стойкий интерес к чтению формируются, прежде всего, в семье. Если взрослые будут обсуждать с ребенком поступки героев и ситуации, описанные в книге, они смогут построить с ним доверительные отношения, научить его формулировать и высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. При этом психологи считают, что главное здесь не воздействие на ребенка извне, а психологическая поддержка внутренней жизни растущего человека. Даже если ваш ребёнок уже научился бегло читать, он долго ещё нуждается в том, чтобы ему читали вслух, отвечали на его вопросы, выслушивали его мнение, делились с ним своими переживаниями.
Увы, немало взрослых находятся во власти стереотипа «дети читают все меньше». Они в растерянности, обусловленной психологической неподготовленностью детей к сюрпризам современных технологий. И на вопрос, как помочь ребенку полюбить книги, можно дать только один ответ: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить и переживает свое первое удивление от окружающего мира.
Первый шаг к этому – правильный выбор книг разнообразной тематики не только художественной, но и научно-популярной литературы. «Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Думаю, что многие подписались бы под этими словами великого русского педагога К.Д. УШИНСКОГО.
Лариса ЧЕРНУХИНА, главный библиотекарь по работе с детьми ЦБС