ЛЕТО – пора отдыха, но только не для губернатора Приморья. В августе у Сергея Дарькина плотный график рабочих поездок по территориям края. Занятость населения, детский отдых, поддержка малого и среднего бизнеса, подготовка к отопительному сезону – губернатор лично смотрит, как эти и другие вопросы решаются на местах. «Насколько эффективно работают сегодня в Приморье органы местного самоуправления?» — с этого вопроса мы начали наш разговор с Сергеем Михайловичем.
— Мы внимательно смотрим за работой глав городских округов, муниципальных районов и поселений. Давать объективную оценку их деятельности нам позволяют показатели эффективности – 152 позиции, которые охватывают все полномочия местной власти.
Есть, безусловно, свои передовики, есть и отстающие. В числе последних, как правило, те руководители, которые до сих пор используют устаревшие формы и методы управления, не могут или не хотят учиться, перестраиваться, внедрять современные технологии. А это процесс неизбежный – мы живем в 21 веке, нужно с этим считаться.
В конечном счете, главная задача для губернатора, глав муниципальных образований – обеспечить комфортные условия жизни населения. Мы занимаемся этой работой каждодневно, пусть она не всегда заметна. Вообще в моем понимании, чем меньше о власти говорят, тем лучше она работает.
. В последнее время много говорится о больших перспективах Владивостока в связи с подготовкой к саммиту АТЭС-2012. Не получится ли так, что все крупные проекты уйдут в краевой центр?
-Когда мы формировали Стратегию развития Приморского края, то ставили задачу максимально учесть в ней все территории. К примеру, проект газификации Приморья поэтапно затронет абсолютно всех. В настоящее время прокладывается магистральный газопровод «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». Очередность подключения к нему городов и районов будет напрямую зависеть от готовности соответствующих муниципальных программ. Разработка генеральной схемы газификации Приморского края уже ведется.
Газ изменит структуру приморской экономики, позволит получить более дешевое и экологически чистое топливо и, что немаловажно, существенно снизить стоимость тепла для населения. Кроме того, компания «Газпром» планирует строительство в крае трех заводов по переработке и сжижению газа.
Одновременно с газопроводом прокладывается магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». С приходом в край нефтяной трубы связаны планы компании «Роснефть» по строительству в районе Находки нефтехимического комбината мощностью 10 млн тонн нефти в год.
Набирает в Приморье обороты автомобильное производство. Предприятие «Соллерс» заработало в конце прошлого года на базе Дальзавода во Владивостоке и вполне успешно завоевывает рынок.
Большие перспективы связаны с развитием в крае судостроения. В качестве таких судостроительных центров определены города Большой Камень и Фокино, где состоялась закладка новых судостроительных верфей. Инвесторами проектов выступают крупные мировые компании.
Таким образом, в Приморье получают развитие совершенно новые отрасли экономики. А это новые рабочие места, прежде всего, для нашей молодежи.
. С развитием новых производств не будут ли забыты традиционные для Приморья отрасли, в частности, рыбодобыча и рыбопереработка?
— Рыбная отрасль была и остается одной из ведущих в крае. Более того, сегодня администрация края разрабатывает механизм государственной поддержки береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Беспрецедентные по сути меры будут нацелены на развитие глубокой переработки, повышение конкурентоспособности продукции, обеспечение населения качественными продуктами питания. Когда эта программа заработает, по нашим оценкам, рыбопереработка в крае увеличится, как минимум, вдвое. За этим – развитие малых прибрежных сел и поселков, где раньше располагались рыбоперерабатывающие заводы, а теперь они могут быть восстановлены или построены заново.
В Приморье есть примеры успешного развития предприятий с помощью государственной поддержки. Одно из них – авиационный завод «Прогресс» в Арсеньеве. Сегодня у «Прогресса» много заказов, на заводе уже встает вопрос о расширении линейки производства и создании не только военной, но и гражданской техники.
. Лесная отрасль – тоже из числа традиционных для края…
— Из года в год в Приморье повышаются объемы лесопереработки. Построено несколько лесоперерабатывающих заводов, есть интересные предложения от инвесторов. При этом мы внимательно следим за экологической безопасностью и целесообразностью использования лесных ресурсов.
Мы приняли на себя государственные полномочия по охране лесов, по управлению лесами, по тушению пожаров и достигли в этом хороших показателей. Количество возгораний на территории края сократилось в три раза, площади пожаров уменьшились в девять раз, а ущерб от пожаров сократился в 22 раза. Только за прошлый год мы построили более 500 километров противопожарных полос – это позволило эффективнее бороться с распространением огня в лесах. Кроме того, применяются новейшие методы контроля за лесным фондом – через космические спутники. Благодаря этому мы оперативно отслеживаем ситуацию по пожарам. Эти же системы используются в борьбе с браконьерскими вырубками леса.
. В центральной части России стоит аномальная жара, это повлияет на урожаи. Есть опасения, что возникнут проблемы с зерном и мукой. Не скажутся ли они на стоимости продукции, в частности хлеба?
— Несколько лет назад мы предприняли меры по стабилизации рынка зерна. Сегодня в Приморье сформирован достаточный запас и зерна, и муки. Мы понимаем, что нужно делать дальше, чтобы ни в коем случае не повышалась стоимость хлеба.
В крае намечено строительство двух зерновых терминалов для экспорта зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При необходимости у нас будет возможность закупать его по специальным ценам для нужд Приморского края.
В сельском хозяйстве также планируется ряд проектов, связанных со строительством крупных животноводческих комплексов. На селе мы поддерживаем не только малый и средний бизнес, но и потребительскую кооперацию. В городах организовываем новые сельскохозяйственные рынки, чтобы и селяне могли сбыть свою продукцию, и горожане были обеспечены качественными и недорогими продуктами питания.
. Как вы расцениваете перспективы туризма: есть ли в крае стратегия развития туриндустрии?
— К сожалению, до сих пор этот вопрос рассматривался, скорее, формально, мало что делалось для развития внутреннего туризма. Я дал поручение разработать краевую программу по поддержке туризма. Мы даже готовы предоставить налоговые льготы компаниям, которые работают в этой сфере. Туризм пока дает меньше 1% налогов в краевой бюджет. И это мало. Надо выходить на уровень 10%.
Серьезно сдерживает развитие внутреннего экологического туризма состояние дорог, а порой, их отсутствие. Решением этой задачи тоже сейчас занимаемся. С 2012 года начнется строительство автодороги вдоль морского побережья до северных территорий. Тогда каждый житель и гость Приморья сможет на машине поехать к бухтам, посетить удивительные по красоте места.
Безусловно, точками роста приморской туриндустрии станут в ближайшее время такие объекты, как игорная и туристско-рекреационная зона, а также океанариум на острове Русский (кстати, один из самых больших в регионе и единственный на Дальнем Востоке). Работа по каждому из проектов уже ведется.
. И все-таки крупнейшим для Приморья является проект, связанный с подготовкой к саммиту АТЭС. До его проведения остается два года, все ли будет сделано в срок?
— Точная дата проведения саммита во Владивостоке окончательно не определена. Скорее всего, это будет первая неделя сентября 2012 года. Графики работ мы выстраиваем так, чтобы уложиться к этому времени. Некоторые объекты начнем сдавать уже в 2011 году. В целом хочу сказать, что работы развернуты повсеместно и есть полная уверенность, что все будет построено в срок.
. Саммит продлится всего неделю. В подготовку вкладываются сотни миллиардов рублей. Оправдано ли это?
— Президент России Дмитрий Медведев, когда в июле посещал Приморский край, высказал на этот счет четкую позицию нашего государства: наряду с внешнеполитическими целями проведение саммита АТЭС решает важнейшую задачу развития Владивостока как восточной столицы России, создания нового качества жизни на востоке нашей страны. Сегодня мы строим новый Владивосток – город, рассчитанный в перспективе на 1,5 – 2 млн человек. Под эту численность формируется все городская инфраструктура.
Приморский край превратился в регион крупнейших строек. Многие строящиеся объекты не имеют аналогов не только в российской, но и в мировой практике. Уникальные вантовые мосты на остров Русский и через бухту Золотой Рог, новые автомобильные дороги и развязки, гостиницы, Дальневосточный федеральный университет, десятки других проектов строят российские компания по самым современным технологиям. В настоящий момент на стройках саммита занято более 17 тыс. человек. Из них 90% – жители России, половина из которых – приморцы.
Ведется большая работа по развитию транспортной инфраструктуры внутри Владивостока и модернизации дорог, связывающих краевой центр с другими городами. В этом году началось строительство новой трассы Владивосток – Находка – порт Восточный, которая пройдет вдоль побережья в обход Артема, Шкотово, Смоляниново, Романовки и выйдет в районе Большого Камня. Это будет современная дорога из цементобетона, за счет спрямления добраться из Владивостока в Находку можно будет на полчаса быстрее.
Благодаря проектам, которые сегодня реализуются, Приморский край демонстрирует хорошие темпы экономического роста. По итогам 1-го полугодия 2010 года рост объема ВРП края составил 105,7 процента. Консолидированный бюджет края в первой половине года исполнен на 119,7 процента. Средняя заработная плата выросла на 15,4 процента и составила по итогам шести месяцев года 20740 рублей. Одновременно с этим продолжается снижение безработицы, ее уровень по итогам 1-го полугодия составил 2,8%.
. Развитие экономики часто связано с ухудшением экологии. Или приморцам можно этого не опасаться?
— Приведу только одну цифру: мы вкладываем в экологические проекты 20 миллиардов рублей. Это серьезные средства, и они помогут нам кардинально улучшить экологическую ситуацию в крае. На юге Приморья строятся очистные сооружения, которые позволят полностью прекратить сброс сточных вод в залив Петра Великого. Завершается рекультивация свалки на Горностае. До конца года в планах запустить завод по переработке твердых бытовых отходов – самый большой и самый современный в стране. В рамках программы энергосбережения объекты энергетики постепенно начинаем переводить на уголь, а в перспективе – подключим их к газу. И это лишь небольшая часть экологических проектов.
. Сергей Михайлович, напоследок такой вопрос: как вы планируете провести отпуск? И вообще, любите отдыхать?
— Люблю отдыхать активно, люблю путешествовать, быть с семьей. В отпуске уже был, отдыхал две недели в июле. В августе – нужно работать, решать много вопросов. Помимо начавшихся поездок по краю на повестке дня формирование бюджета 2012 года, подготовка к новому учебному году и предстоящему отопительному сезону.
В сентябре нас ждут 65-я годовщина окончания Второй мировой войны, Международный конгресс рыбаков, восьмой по счету кинофестиваль «Меридианы Тихого», детский тигриный саммит. Сейчас активно готовимся к этим мероприятиям, приглашаю всех приморцев принять в них участие.
Татьяна КИРПИЧЕВА