День рационализатора и изобретателя уже не отмечается в России так широко, как прежде. А жаль. Если заглянуть в трудовые книжки работников ОАО «НСРЗ», то можно увидеть множество записей о том, какие новшества внедрены с их помощью на производстве. Любого сотрудника заводского КБ можно со стопроцентной уверенностью назвать изобретателем и рационализатором. Например, инженер-конструктор Виктор Кремлёв буквально генерирует технические идеи, которые воплощает в производственный процесс.
Он, к примеру, спроектировал кран для подвешивания очистных аппаратов в плавучем доке, что позволило более качественно проводить очистку корпусов судов. А сколько проблем доставляла разборка оборудования от ржавых гаек! Именно Кремлёв сделал приспособление, за что ему очень благодарны судоремонтники.
В любом отделе работают талантливые специалисты. Например, инженеры по связи и сигнализации Анатолий Воротников и Игорь Макейкин (его портрет в своё время был даже помещён на стенде Центральной площади Находки «Лучшие изобретатели ВОИР») без участия фирм-производителей, самостоятельно объединили новую систему электронной пожарной сигнализации в одну сеть. А в настоящее время работают над компенсацией реактивной мощности на подстанциях. Оба, кстати говоря, могут отремонтировать любую электронную технику.
Всем заводчанам запомнилось, как минувшим летом пришлось перевозить панели сразу на оба моста во Владивостоке. Тогда на подмогу понтонам пришёл плавкран «Богатырь». Специально для него конструкторы КБ Алексей Тараканов, Юрий Лишанков и Виктор Кремлёв спроектировали траверсу, с помощью которой на плавкран можно было поднять и установить огромную спаренную панель весом 360 тонн.
Особым уважением пользуется в нашем коллективе инженер-корпусник Александр Черевко. Когда на предприятии приступили к изготовлению панелей мостов, все понимали, что это совершенно новое для завода строительство, поэтому нужны новые методы и способы работы. Одним из первых изобретений Александра Михайловича для мостов стала разработка кондуктора для сварки временных опор моста. В нем стали проводить и сборку опор, что позволило ускоренно изготовить огромное их количество для моста через бухту Золотой Рог. Сегодня НСРЗ занимается кроме судоремонта судостроением. Именно А. Черевко разработал и внедрил универсальный шаблон для гибки полособульба, который используется при строительстве судов. Ещё одно разработанное им приспособление – специальный «дырокол» для пробивки отверстий в полособульбе, а также в любом листовом и профильном металлопрокате. Ранее каждый лист приходилось транспортировать в цех, где находится машина для плазменной резки, что занимало и дополнительное время, и услуги транспорта.
Словом, светлые головы на заводе всегда были, будут и есть. Так уж скроены заводчане!
Марина МАРКОВА